Количество ДТП с участием общественного транспорта в Казани снизилось на 9,6%. Подробнее >>>   Что чаще всего пассажиры забывают в автобусах? Подробнее >>>>

+7 (843) 275-30-50 Телефон горячей линии

Автоматизированная система диспетчерского управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского транспорта г. Казани

В течение дня в условиях Казани практически постоянно возникают большие и малые сбои в движении пассажирского транспорта. Причин этому множество, главные из них: сложная транспортная обстановка на улицах, неисправности подвижного состава, проблемы, возникающие с водителями.

Необходимо отметить, что в последние годы число нарушений графиков и расписаний движения общественного транспорта в Казани растет пропорционально общему ухудшению дорожной обстановки. Все проблемы, связанные с загруженностью улиц, пробками и заторами, в первую очередь сказываются на работе автобусов, троллейбусов, трамваев, приводят к срыву рейсов, увеличению интервалов движения, неудобствам, которые испытывают пассажиры.

Водитель общественного транспорта вынужден решать эти проблемы на дороге самостоятельно. Можно ли ему помочь в этом?

Мэрия города так же хотела бы знать, сколько ежедневно реально выходит на улицы автобусов, как перевозчики выполняют условия договора на перевозку пассажиров?

С 2006 г. администрация Казани целенаправленно занимается вопросом применения современных средств информатики, навигации и подвижной связи на пассажирском городском транспорте.

Новые информационные технологии дали возможность по-иному подойти к задачам контроля и управления движением автотранспорта. Использование аппаратуры спутниковых навигационных систем и геоинформационных технологий (электронная карта города) позволяет передавать информацию о нахождении транспортного средства и соблюдении им графика движения.

В МКУ «Организатор пассажирских перевозок» на улице Островского д.23 в Казани, развернут вычислительный центр, который включает в себя сервер сбора и обработки информации, сервер баз данных для хранения радионавигационной информации, коммуникационное оборудование связи и компьютерную сеть. Для осуществления диспетчерского управления и мониторинга автобусов наше предприятие использует программно-вычислительный комплекс РМТ «Расписание пассажирского транспорта и программно-вычислительный комплекс АСУ-Т „Автоматизированная навигационная диспетчерская система управления автобусами“.

Данная система позволяет не только непрерывно контролировать работу наземного пассажирского транспорта на маршрутах в реальном масштабе времени, оперативно управлять и устранять возникающие отклонения от расписания, контролировать состояние безопасности перевозок пассажиров, но и обеспечивает качественное улучшение эксплуатационных показателей транспортной работы и создает экономическую эффективность от их внедрения.

АСУ-Т сокращает непроизводительные простои транспортных средств на линии путем оперативного контроля, управления и регулирования движения, что приводит к увеличению эксплуатационной скорости.

АСУ-Т снижает непроизводительные пробеги путем оперативного контроля, управления и регулирования движения транспортных средств за счет оперативной корректировки маршрутов и графиков движения, контроля нарушений, сходов.

АСУ-Т повышает регулярность движения за счет оперативного контроля и изменения графика движения транспортных средств, что приводит к сокращению времени ожидания автобусами пассажирами на остановочных площадках.

К вычислительному комплексу диспетчерского центра подключены по линиям связи компьютеры – терминалы в Комитете по транспорту и связи, МУП ПАТП-2 и ООО «КПАТП-4». Планируется установить терминалы (рабочие места) в диспетчерских всех перевозчиков. Всего в распределенной вычислительной сети установлено более трех десятков электронно-вычислительных машин.

Компьютеры на рабочих местах диспетчеров снабжены специальным программным обеспечением, с помощью которого диспетчер контролирует и управляет движением автобусов на закрепленных маршрутах. Диспетчер на экране монитора видит местоположение любого автобуса на электронной карте города, так же как и всех автобусов любого маршрута, имеет набор различных таблиц и форм, отражающих обстановку на маршрутах и помогающих принимать оптимальные решения при управлении движением пассажирского транспорта.

Система анализирует движение всех автобусов на маршрутах, сравнивает поступающие данные с плановыми расписаниями движения, формирует и выдает в автоматизированном режиме сообщения диспетчеру об отклонениях от планов и графиков движения, о задержках движения, о сходах машин с линии и др.

Непосредственно для реализации функций управления движением диспетчерам предоставлены возможности средств связи и передачи данных. Важнейшая из них – радиосвязь с водителями в процессе выполнения ими транспортной работы, а также в случае нештатных ситуаций для обеспечения безопасности пассажиров и транспортных средств.

Для работы в АСУ-Т автобусы, работающие на муниципальных маршрутах, оснащены полнофункциональными бортовыми комплексами следующей комплектации:

  • контроллер;
  • флэш-память;
  • терминал сотовой связи GSM/GPRS;
  • приемник GPS;
  • встроенные GPS/GPRS антенны;
  • бортовой дисплей – индикатор водителя;
  • микрофон (гарнитура) для голосовой связи;
  • кнопки управления бортового дисплея — индикатора;
  • тревожная кнопка.

В итоге работы АСУ-Т потребители, транспортные предприятия и городская администрация, получают информацию

  • результатах исполненного движения автобусов на линии;
  • работе водителей за отчетный период на отдельных маршрутах и в целом по предприятию;
  • результатах работы транспорта за отчетный период по маршрутам, предприятию и городу в целом.

В настоящее время работы по внедрению радионавигационной диспетчерской системы контроля и управления пассажирским транспортом г. Казани идут полным ходом. На сегодняшний день установлено 430 бортовых навигационных комплектов, из них 234 шт. в МУП ПАТП-2, 169 шт. в ООО «КПАТП-4», 7 шт. в ООО «КПАТП-9», 3 шт. в ООО «Дортранспорт», 17 шт. в ОАО «Автотранс Холдинг». До конца 2008 года будет установлено оборудование еще на 1000 БК.

Для удобства пассажиров планируется установить в салоны электронно-информационные табло. Внутрисалонное информационное табло должно обеспечить пассажиров различной информацией, включая информацию о подъезде транспортного средства к остановке.

«Продвинутые» пассажиры, используя сотовый телефон, смогут получить информацию о расписаниях, графиках движения и подходе автобусов к любой остановке по запросу, используя услуги SMS и WAP. Оперативную информацию они получат непосредственно из базы данных АСУ-Т.

Во всех автобусах будет автоматическое объявление остановок пассажирского транспорта на русском и татарском языках.

По примеру Москвы будет разворачиваться программа установки электронных табло на остановках городского наземного транспорта, на которых отображается номер маршрута и время до прибытия ближайщих трех автобусов на остановку.

Первая очередь: установка и ввод в эксплуатацию 5 информационных табло на остановочных площадках автобусов вблизи станций метро, крупных торгово-развлекательных и спортивных комплексов.

Более дальняя перспектива:

— это оборудование остановочных павильонов переговорными устройствами с видеоконтролем для вызова диспетчера (при сбоях движения и замечаниях), милиции, служб спасения или ГИБДД, для заказа такси через Центральную диспетчерскую службу МУП «Организатор пассажирских перевозок» и автоматический учет пассажиропотоков.

Оборудование автобусов аппаратно-программным комплексом автоматического подсчета числа входящих и выходящих на остановках городского транспорта пассажиров с определением времени и места их посадки, высадки с помощью средств спутниковой навигации. Накопленные в бортовом контроллере данные будут передаваться по радиоканалу на рабочее место в ЦДС МКУ ОПП.

Комплекс предназначен для замены существующих ручных методов обследования пассажиропотоков с переходом на использование современных технологий, реализуемых в составе постоянно действующей автоматизированной системы мониторинга и анализа фактически выполненных услуг по перевозке пассажиров.

Он позволит вести расчеты планового и необходимого количества транспортных средств на маршруте и обеспечить оценку качества организации перевозок на каждом конкретном маршруте и уровня комфортности поездок на маршруте по часам суток.

С завершением работ по внедрению АСУ-Т администрации Казани будет проще решать вопросы, связанные с планированием, контролем и управлением транспортным комплексом города, получая достоверную информацию от всех объектов, работающих в системе.

Поддержание качества транспортного обслуживания населения на высоком уровне обеспечивается за счет применения современных достижений в сфере информационных транспортных технологий.
В Казани в течение ряда лет успешно функционируют Автоматизированная система управления транспортом, Автоматизированная система оплаты проезда, ведется реализация проекта Автоматизированная адаптивная система управления дорожным движением

Весь подвижной состав городского пассажирского транспорта работает под контролем автоматизированной системы диспетчерского управления в системе ГЛОНАСС, которая представляет перевозчику данные, позволяющие контролировать выполнение рейсов, их регулярность и скоростной режим.

Особое внимание уделяется работе с перевозчиками по выполнению плановых расписаний и повышению регулярности движения.
С помощью АСУ-Т обеспечивается контроль регулярности движения всего городского пассажирского транспорта. В результате выполнение рейсов составляет 89% от планового, регулярность — 79%. 4 из 5-ти транспортных средств приходят точно по расписанию, и только 20% — с незначительными отклонениями.

Для повышения качества обслуживания в рамках АСУ-Т на всем подвижном составе осуществляется информирование пассажиров на трех языках (русском, татарском, английском) посредством автоинформаторов в автономном режиме, без участия водителя.

Для удобства пассажиров на остановках общественного транспорта установлены 233 электронных табло, которые в реальном режиме предоставляют данные о точном времени прибытия подвижного состава. Из них 26 табло
имеют кнопочный вызов звуковой информации для слабовидящих пассажиров. Также 152 автобуса оборудованы системой громкой внешней связи, рассчитанной на людей с ограничениями зрения.

Продолжая развитие инновационных и смарт технологий на транспорте, запущено приложение «Яндекс.Транспорт», которое отображает движение любого автобуса, троллейбуса и трамвая в реальном режиме времени. Аналогичная информация также представлена на сайте KAZANTRANSPORT.
Все станции метрополитена на сегодня покрыты сетью Wi-Fi и сотовой связью.