+7 (843) 223-28-28 Телефон горячей линии Режим работы с 8:00-17:00

Автоматизированная система диспетчерского управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского транспорта г. Казани


В ряду крупнейших российских городов Казань занимает уникальное географическое, историческое и культурное положение. Город находится на пересечении авиалиний, железнодорожных, автомобильных, речных стратегических магистралей общероссийского значения.

Общественный транспорт для нас является одной из важнейших отраслей городского хозяйства, создающей условия для развития экономики и повышения уровня жизни населения.
На сегодняшний день в Казани сформирована единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта, взаимоувязывающая все виды внутригородского пассажирского транспорта, в которой приоритетное место отдается городскому электрическому транспорту. У нас нет разделения на понятия: социальные, коммерческие маршруты. Жители, имеющие право на льготы, получили возможность пользоваться любым маршрутом, всеми видами транспорта.

Схема и структура транспортной сети представлена на слайде и состоит из:

  • 55 автобусных маршрутов, на которых эксплуатируются 738 единицы подвижного состава,
  • 7 трамвайных маршрутов на 90 трамвая,
  • 10 троллейбусных маршрутов на 136 троллейбусов,
  • одной линии метрополитена из 11 станций. Сегодня пассажиров обслуживают 14 составов электропоездов (47 вагонов).

Протяженность маршрутов составляет: автобусов – более 1,14 тыс.км, трамваев – 180 км, троллейбусов – 255 км, метро – 18,3 км.

Жителей города обслуживают 11 перевозчиков, из которых 3 — муниципальные унитарные предприятия, 8 – индивидуальные предприниматели и ООО.

¾ объема перевозок осуществляется МУПами.

Ежедневно в будние дни всеми видами общественного транспорта в Казани перевозится более 820 тысяч пассажиров. Наибольший объем перевозок – у автобусов — 74%. На долю трамвая приходится – 6%, троллейбуса – 9%, метрополитена – 11%.

За последние пять лет приобретено 749 новых автобусов средней и большой вместимости с двигателями «Евро-5», из них 157 автобуса, работающих на газомоторном топливе. Таким образом, автобусный парк обновился на 90%.

Начиная с 2013 года, приобретено 92 трамвая и 140 троллейбусов.

На сегодня, возраст автобусного парка составляет 3,5 года, трамвайного парка – 4,5 года и троллейбусного парка – 5,5 лет. – один из лучших показателей в стране.
Для обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта активно используются выделенные полосы для движения общественного транспорта. Сегодня таких улиц 47 и на 1000 человек у нас приходится чуть больше 155 метров выделенных полос. По этому показателю Казань является лидером в России. Это позволяет поддерживать эксплуатационную скорость автобусов на уровне 21 км в час, троллейбусов – 18 км в час.

В целях повышения культуры обслуживания пассажиров мы одними из первых в России одели водителей и кондукторов в единую форму одежды, оборудовали весь подвижной состав электронными указателями маршрутов, установили аншлаги нового типа со схемой движения маршрута.

С 2008 года в г.Казани, на всем подвижном составе функционирует Автоматизированная система оплаты проезда, которая обеспечивает проезд более 76% пассажиров по безналичной системе, приближаясь по этому показателю к европейским и мировым столицам.

Проезд по льготным транспортным картам возможен по всем городам Республики Татарстан и на пригородном железнодорожном транспорте.

В Казани с 2013 года реализована Адаптивная автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). За основу внедряемой системы принята итальянская система OMNIA компании «SWARCO». В настоящее время к системе подключены 138 перекрестков из 345 существующих в Казани. Данная система без участия человека в реальном времени изменяет режим работы светофоров в зависимости от загруженности улично-дорожной сети.

Результатом всех мер по улучшению дорожного движения по данным датчиков движения адаптивной системы пропускная способность основных магистральных улиц города увеличилась на 7%, средняя скорость движения на 5 км/ч, время проезда на этих улицах сократилось как минимум на 7-9 минут.

С 2007 года в г.Казани в рамках Муниципального казённого учреждения «Организатор пассажирских перевозок», созданного в качестве Единого диспетчерского центра управления наземным общественным транспортом, внедрена и работает Автоматизированная навигационная система диспетчерского управления и учета транспортной работы АСУ-Т (производство компании ООО «Транснави СОФТ» г.Москва). Данная система постоянно наращивается и модернизируется разработчиком. Абсолютно весь подвижной состав автобусов, трамваев и троллейбусов оснащен навигационными бортовыми комплектами и работает под нашим контролем.

Автоматизированная навигационная система состоит из нескольких программных модулей. Это:

«Электронный реестр маршрутов», который позволяет осуществлять ведение реестра маршрутов, перевозчиков, трасс маршрутов, остановочных пунктов, а также ведение и хранение электронных паспортов маршрутов в единой базе данных;

Модуль «РМТ» — это расчет и ведение маршрутных расписаний в общегородской системе, который кроме расчета расписания с разными «плечами», разными кругорейсами по периодам дня, позволяет синхронизировать по нескольким маршрутам время прибытия и отправления наземного транспорта на пересадочных узлах, по конечным и промежуточным контрольным пунктам, соблюдать нормативы по организации труда и отдыха водителей;

На основании информации, поступающей из предприятий-перевозчиков в Единый диспетчерский центр (ЕДЦ) о фактическом выпуске подвижного состава на маршруты, план-наряде, резерве, а также поступающей информации с навигационного оборудования о местоположении транспортных средств, программные модули «Диспетчер» и «Карта» позволяют осуществлять оперативный контроль за полным и своевременным выпуском подвижного состава, отследить преждевременные возвраты, опоздания, сходы, простои транспортных средств, внести оперативные управляющие воздействия в расписания движения, передать их на монитор водителю также как и формализованные, неформализованные сообщения, осуществлять двухстороннюю связь диспетчер-водитель;

Общий контроль включает в себя выполнение рейсов, предусмотренных в маршрутных расписаниях; регулярность движения по каждой контрольной точке на всем протяжении маршрута; использование резервных машин (вагонов), безопасность пассажирских перевозок, превышение скорости движения, эффективность использования подвижного состава.

Высокая эффективность системы единого диспетчерского управления достигается путем ежедневно проводимого анализа результатов исполненного движения. Все материалы диспетчерского учета и отчетности за прошедшие сутки поступают в группу анализа исполненного движения, которая осуществляет подготовку необходимых управленческих решений.

Вся информация доступна онлайн пользователям системы на 14 удалённых рабочих местах, установленных не только в Предприятиях-перевозчиках, но и в мэрии города, Комитете по транспорту г.Казани.
Программный модуль «Отчеты» позволяет получить информацию по конкретному водителю, маршруту, предприятию, в целом по городу по всем видам транспорта. Отчеты можно формировать как оперативные, т.е. на текущий день, так и за любой заданный период времени — за прошедшие сутки, неделю, месяц, квартал, год. Кроме этого работает программа выгрузки необходимых данных о выполненных, регулярных рейсах, о времени работы водителя на линии, о фактическом пробеге транспортного средства для начисления заработной платы водителю, для учета расходования ГСМ и резины.
Работа в системе АСУ-Т позволила также оснастить все трамваи, троллейбусы и автобусы автоинформаторами, ведущими оповещение об остановках в автономном режиме без участия водителя на 3-х языках: русском, татарском и английском.

Для улучшения качества обслуживания на каждой пятой остановке в городе, то есть почти на всех крупных пассажирообразующих остановках за счет средств перевозчиков и частично за счет федеральной программы «Доступная среда» установлены 353 электронных информационных табло, предоставляющих данные о точном фактическом времени прибытия подвижного состава.

Навигационные данные, полученные системой АСУ-Т МКУ «ОПП» ретранслирует в региональный навигационный информационный центр Республики Татарстан (ОАО РНИЦ РТ) в унифицированном протоколе взаимодействия телематических платформ систем мониторинга и управления подвижными объектами согласно приказу № 285 от 31 июля 2013года Минтранса РФ. Так же информация о движением общественного транспорта передаётся в информационную систему «Открытая Казань», где любой разработчик мобильных продуктов может почерпнуть информацию для «своего» транспортного приложения.

Продолжая развитие инновационных и смарт технологий на транспорте и на основе навигационных данных, полученных системой АСУ-Т, уже несколько лет запущено приложение «Яндекс.Транспорт», которое отображает движение наземного пассажирского транспорта в реальном режиме времени. Аналогичная информация также представлена на транспортном портале KAZANTRANSPORT.RU Пользователь может узнать информацию о нахождении наземного пассажирского на конкретном маршруте, об их количестве; выяснить фактическое время прибытия транспортного средства по выбранному маршруту, по выбранному направлению, остановке; получить подробную информацию о плановом расписании движения всех городских маршрутов.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации, дорожно-транспортных происшествий, сотрудники Единого диспетчерского центра взаимодействует со всеми аварийными службами, Управлением гражданской защиты, службами МЧС, МВД, ГИБДД, предоставляя им информационно-справочную информацию. На эти случаи разработан специальный протокол.

Качество исполнения контрактов между Заказчиком в лице Комитета по транспорту Исполнительного комитета г.Казани и Перевозчиками отслеживается и с помощью контроля непосредственно на линии сотрудниками контрольно-ревизионной службы, которая входит в состав «Организатора пассажирских перевозок». Данная служба осуществляет контроль соблюдения требований к эксплуатационному оборудованию, оформлению подвижного состава и маршрутов, правильность оформления путевой документации, наличие формы у водителя и кондуктора, оперативный выезд на линию для отработки жалоб, поступивших на телефон «Горячей линии» о качестве работы пассажирского транспорта.

В этом году на нашей технологической базе мы начали разработку приложения, аналогичного европейской системе MAAS – Mobility As A Service. Мобильность как услуга.