Телефон горячей линии:
(843) 275-30-50

АСУ-Т

Автоматизированная система диспетчерского управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского транспорта г. Казани

В течение дня в условиях Казани практически постоянно возникают большие и малые сбои в движении пассажирского транспорта. Причин этому множество, главные из них: сложная транспортная обстановка на улицах, неисправности подвижного состава, проблемы, возникающие с водителями.

Необходимо отметить, что в последние годы число нарушений графиков и расписаний движения общественного транспорта в Казани растет пропорционально общему ухудшению дорожной обстановки. Все проблемы, связанные с загруженностью улиц, пробками и заторами, в первую очередь сказываются на работе автобусов, троллейбусов, трамваев, приводят к срыву рейсов, увеличению интервалов движения, неудобствам, которые испытывают пассажиры.

Водитель общественного транспорта вынужден решать эти проблемы на дороге самостоятельно. Можно ли ему помочь в этом?

Мэрия города так же хотела бы знать, сколько ежедневно реально выходит на улицы автобусов, как перевозчики выполняют условия договора на перевозку пассажиров?

С 2006 г. администрация Казани целенаправленно занимается вопросом применения современных средств информатики, навигации и подвижной связи на пассажирском городском транспорте.

Новые информационные технологии дали возможность по-иному подойти к задачам контроля и управления движением автотранспорта. Использование аппаратуры спутниковых навигационных систем и геоинформационных технологий (электронная карта города) позволяет передавать информацию о нахождении транспортного средства и соблюдении им графика движения.

В МУП «Организатор пассажирских перевозок» на улице Островского д.23 в Казани, развернут вычислительный центр, который включает в себя сервер сбора и обработки информации, сервер баз данных для хранения радионавигационной информации, коммуникационное оборудование связи и компьютерную сеть. Для осуществления диспетчерского управления и мониторинга автобусов наше предприятие использует программно-вычислительный комплекс РМТ „Расписание пассажирского транспорта и программно-вычислительный комплекс АСУ-Т «Автоматизированная навигационная диспетчерская система управления автобусами“.

Данная система позволяет не только непрерывно контролировать работу наземного пассажирского транспорта на маршрутах в реальном масштабе времени, оперативно управлять и устранять возникающие отклонения от расписания, контролировать состояние безопасности перевозок пассажиров, но и обеспечивает качественное улучшение эксплуатационных показателей транспортной работы и создает экономическую эффективность от их внедрения.

АСУ-Т сокращает непроизводительные простои транспортных средств на линии путем оперативного контроля, управления и регулирования движения, что приводит к увеличению эксплуатационной скорости.

АСУ-Т снижает непроизводительные пробеги путем оперативного контроля, управления и регулирования движения транспортных средств за счет оперативной корректировки маршрутов и графиков движения, контроля нарушений, сходов.

АСУ-Т повышает регулярность движения за счет оперативного контроля и изменения графика движения транспортных средств, что приводит к сокращению времени ожидания автобусами пассажирами на остановочных площадках.

К вычислительному комплексу диспетчерского центра подключены по линиям связи компьютеры – терминалы в Комитете по транспорту и связи, МУП ПАТП-2 и ООО «КПАТП-4». Планируется установить терминалы (рабочие места) в диспетчерских всех перевозчиков. Всего в распределенной вычислительной сети установлено более трех десятков электронно-вычислительных машин.

Компьютеры на рабочих местах диспетчеров снабжены специальным программным обеспечением, с помощью которого диспетчер контролирует и управляет движением автобусов на закрепленных маршрутах. Диспетчер на экране монитора видит местоположение любого автобуса на электронной карте города, так же как и всех автобусов любого маршрута, имеет набор различных таблиц и форм, отражающих обстановку на маршрутах и помогающих принимать оптимальные решения при управлении движением пассажирского транспорта.

 

Система анализирует движение всех автобусов на маршрутах, сравнивает поступающие данные с плановыми расписаниями движения, формирует и выдает в автоматизированном режиме сообщения диспетчеру об отклонениях от планов и графиков движения, о задержках движения, о сходах машин с линии и др.

Непосредственно для реализации функций управления движением диспетчерам предоставлены возможности средств связи и передачи данных. Важнейшая из них – радиосвязь с водителями в процессе выполнения ими транспортной работы, а также в случае нештатных ситуаций для обеспечения безопасности пассажиров и транспортных средств.

 

Для работы в АСУ-Т автобусы, работающие на муниципальных маршрутах, оснащены полнофункциональными бортовыми комплексами следующей комплектации:

  • контроллер;
  • флэш-память;
  • терминал сотовой связи GSM/GPRS;
  • приемник GPS;
  • встроенные GPS/GPRS антенны;
  • бортовой дисплей – индикатор водителя;
  • микрофон (гарнитура) для голосовой связи;
  • кнопки управления бортового дисплея — индикатора;
  • тревожная кнопка.

В итоге работы АСУ-Т потребители, транспортные предприятия и городская администрация, получают информацию

  • результатах исполненного движения автобусов на линии;
  • работе водителей за отчетный период на отдельных маршрутах и в целом по предприятию;
  • результатах работы транспорта за отчетный период по маршрутам, предприятию и городу в целом.

В настоящее время работы по внедрению радионавигационной диспетчерской системы контроля и управления пассажирским транспортом г. Казани идут полным ходом. На сегодняшний день установлено 430 бортовых навигационных комплектов, из них 234 шт. в МУП ПАТП-2, 169 шт. в ООО «КПАТП-4», 7 шт. в ООО „КПАТП-9“, 3 шт. в ООО „Дортранспорт“, 17 шт. в ОАО „Автотранс Холдинг“. До конца 2008 года будет установлено оборудование еще на 1000 БК.

Для удобства пассажиров планируется установить в салоны электронно-информационные табло. Внутрисалонное информационное табло должно обеспечить пассажиров различной информацией, включая информацию о подъезде транспортного средства к остановке.

«Продвинутые» пассажиры, используя сотовый телефон, смогут получить информацию о расписаниях, графиках движения и подходе автобусов к любой остановке по запросу, используя услуги SMS и WAP. Оперативную информацию они получат непосредственно из базы данных АСУ-Т.

Во всех автобусах будет автоматическое объявление остановок пассажирского транспорта на русском и татарском языках.

По примеру Москвы будет разворачиваться программа установки электронных табло на остановках городского наземного транспорта, на которых отображается номер маршрута и время до прибытия ближайщих трех автобусов на остановку.

Первая очередь: установка и ввод в эксплуатацию 5 информационных табло на остановочных площадках автобусов вблизи станций метро, крупных торгово-развлекательных и спортивных комплексов.

Более дальняя перспектива:

— это оборудование остановочных павильонов переговорными устройствами с видеоконтролем для вызова диспетчера (при сбоях движения и замечаниях), милиции, служб спасения или ГИБДД, для заказа такси через Центральную диспетчерскую службу МУП «Организатор пассажирских перевозок» и автоматический учет пассажиропотоков.

Оборудование автобусов аппаратно-программным комплексом автоматического подсчета числа входящих и выходящих на остановках городского транспорта пассажиров с определением времени и места их посадки, высадки с помощью средств спутниковой навигации. Накопленные в бортовом контроллере данные будут передаваться по радиоканалу на рабочее место в ЦДС МУП ОПП.

Комплекс предназначен для замены существующих ручных методов обследования пассажиропотоков с переходом на использование современных технологий, реализуемых в составе постоянно действующей автоматизированной системы мониторинга и анализа фактически выполненных услуг по перевозке пассажиров.

Он позволит вести расчеты планового и необходимого количества транспортных средств на маршруте и обеспечить оценку качества организации перевозок на каждом конкретном маршруте и уровня комфортности поездок на маршруте по часам суток.

С завершением работ по внедрению АСУ-Т администрации Казани будет проще решать вопросы, связанные с планированием, контролем и управлением транспортным комплексом города, получая достоверную информацию от всех объектов, работающих в системе.