Телефон горячей линии:
(843) 275-30-50

Решение КГД "О Положении о пассажирских перевозках, осуществимых автомобильным и наземным электрическим транспортом г.Казани"

Решение Казанской городской Думы
от 8 июня 2006 г. N 13-9
«О Положении о пассажирских перевозках, осуществляемых
автомобильным и наземным электрическим транспортом г.Казани»
(с изменениями от 16 августа 2007 г.)


Заслушав и обсудив доклад председателя Комитета по транспорту и связи Исполнительного комитета города Казани А. К.Абдулхакова, Казанская городская Дума отмечает, что Положение о пассажирских перевозках, осуществляемых автомобильным и наземным электрическим транспортом г.Казани (далее — Положение) регламентирует отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом, в целях обеспечения безопасности перевозки, качественного обслуживания пассажиров и удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках.

Положение действует на территории г.Казани и является обязательным для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, троллейбусами, трамваями по маршрутам городского пассажирского транспорта.

Положение распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг городского пассажирского транспорта и пользованию ими, выполнению работ в области обеспечения деятельности городского пассажирского транспорта, в осуществлении которых участвуют органы местного самоуправления, автотранспортные предприятия, пользователи услугами городского пассажирского транспорта.

 Исходя из вышеизложенного, Казанская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение о пассажирских перевозках, осуществляемых автомобильным и наземным электрическим пассажирским транспортом г.Казани с учетом высказанных предложений и замечаний (Приложение).

2. Поручить Исполнительному комитету города Казани (М.Ф.Загидуллов) при разработке нормативных документов по организации транспортного обслуживания населения г.Казани руководствоваться Положением о пассажирских перевозках, осуществляемых автомобильным и наземным электрическим пассажирским транспортом г.Казани.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы муниципального образования города Казани Л. Н.Андрееву.

 

Мэр города 
И.Р.Метшин




Приложение

к решению Казанской городской Думы

от 8 июня 2006 г. N 13-9

 

 Положение
о пассажирских перевозках, осуществляемых автомобильным
и наземным электрическим транспортом г.Казани
(с изменениями от 16 августа 2007 г.)


 1. Общие положения


1.1. Предмет Положения о пассажирских перевозках, осуществляемых автомобильным и наземным электрическим транспортом г.Казани (далее — Положение)

Настоящее Положение регламентирует отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом в целях обеспечения безопасности перевозки, качественного обслуживания пассажиров и удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, в границах муниципального образования города Казани.

1.2. Сфера действия Положения

Положение действует на всей территории г.Казани и является обязательным для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, троллейбусами, трамваями по маршрутам городского пассажирского транспорта.

Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг городского пассажирского транспорта и пользованию ими, выполнению работ в области обеспечения деятельности городского пассажирского транспорта, в осуществлении которых участвуют органы местного самоуправления, автотранспортные предприятия, пользователи услугами городского пассажирского транспорта.

1.3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией пассажирских перевозок в г.Казани

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией пассажирских перевозок и деятельности пассажирского транспорта на территории г.Казани, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, настоящим Положением, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения, возникающие из договорных обязательств по перевозке, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и связанные с деятельностью по перевозке пассажиров, регулируются гражданским законодательством.

Положение определяет правовые, экономические, технологические и технические основы организации пассажирских перевозок в г.Казани, устанавливает требования, предъявляемые к юридическим и физическим лицам — участникам пассажирских перевозок, регулирует взаимоотношения органов местного самоуправления, перевозчиков, пассажиров и других участников пассажирских перевозок в организации транспортного обслуживания населения.

1.4. Задачи настоящего Положения

Основными задачами настоящего Положения являются:

— обеспечение удовлетворения потребности населения г.Казани в пассажирских транспортных услугах путем формирования и функционирования необходимых социально и экономически обоснованных маршрутных сетей с привлечением необходимого количества и требуемой вместимости пассажирских транспортных средств юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— повышение качества перевозок пассажиров путем установления параметров качества пассажирского обслуживания населения, а также соблюдения перевозчиками предъявляемых требований, обеспечивающих выполнение установленных нормируемых значений показателей качества пассажирского обслуживания населения;

— обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования пассажирского транспорта;

— обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками за счет установления конкурсной основы размещения заказа на осуществление пассажирских перевозок;

— повышение эффективности муниципального управления процессом организации, осуществления и обеспечения пассажирских перевозок; создание условий для эффективного функционирования предприятий и организаций всех видов и форм собственности на рынке транспортных услуг;

— обеспечение доступности услуг пассажирского транспорта для малообеспеченных слоев населения;

— защита интересов потребителей транспортных услуг.

1.5. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Положении

Применяемые в Положении понятия и термины используются в следующих значениях:

  • заказчик пассажирских перевозок — уполномоченный орган Исполнительного комитета г.Казани, являющийся стороной договора организации пассажирских перевозок или договора пассажирских перевозок в соответствии с законодательством;
  • пассажирские перевозки — доставка пассажира из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортных средств на основании проездного документа или договора перевозки, предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации;
  • маршрут — установленный заказчиком путь следования транспортных средств между начальным и конечным пунктами с промежуточными остановками для посадки и высадки пассажиров;
  • регулярный маршрут — маршрут, по которому осуществляются перевозки, с установленным расписанием или интервалом движения транспортных средств, действующий ежедневно (постоянно) в течение продолжительного срока (полгода и более) или лишь в определенные периоды (дни, недели, месяцы или сезоны);
  • муниципальный маршрут — маршрут регулярного сообщения, начинающийся и оканчивающийся в границах муниципального образования г.Казани;
  • межмуниципальный маршрут — маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных образований;
  • перевозчик — юридическое или физическое лицо, принявшее на себя обязательства по перевозке пассажиров и багажа, предусмотренные законодательством, договором перевозки и настоящим Положением, имеющее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности по пассажирским перевозкам;
  • пассажир — лицо, имеющее проездной документ установленной формы, удостоверяющий право пассажира на пользование услугами по перевозке, или заключившее в иной предусмотренной законодательством форме договор перевозки;
  • маршрутная карта — документ, удостоверяющий право выполнения перевозок на маршруте регулярного сообщения транспортными средствами, определенными договором между перевозчиком и уполномоченным органом;
  • расписание движения — изложенная в систематизированном виде информация (в форме таблицы, графика, диаграммы), содержащая сведения о месте, последовательности выполнения рейса и времени прохождения остановочных пунктов пассажирским транспортом;
  • паспорт маршрута — оформленный в установленном порядке и утвержденный заказчиком пассажирских перевозок документ, характеризующий маршрут, содержащий требования к количеству, категориям, классам, типам, вместимости транспортных средств, режимы и интервалы движения, а также другие эксплуатационные характеристики;
  • тариф — установленная величина оплаты перевозки на единицу расстояния, времени или на одну поездку пассажира или провоза багажа;
  • проездной документ — проездной билет (разовый, декадный, месячный, квартальный), приобретаемый юридическими или физическими лицами для оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте, в том числе удостоверение, предоставляющее право льготного (бесплатного) проезда на общественном пассажирском транспорте в соответствии с действующим законодательством;
  • организатор пассажирских перевозок — юридическое лицо, привлекаемое по договору заказчиком, осуществляющее функции по организации и обеспечению качества транспортного обслуживания населения перевозчиками пассажирского транспорта.

 1.6. Основные принципы организации пассажирских перевозок

 Основными принципами организации пассажирских перевозок являются:

 — гарантированное обеспечение перевозок граждан в соответствии с утвержденными нормативными значениями параметров качества транспортного обслуживания населения;

 — обеспечение доступности населению услуг пассажирского транспорта, стабильности и социально-экономической эффективности осуществления пассажирских перевозок;

 — обеспечение качества пассажирских перевозок в соответствии с параметрами качества обслуживания населения наземным городским пассажирским транспортом общего пользования;

 — установление единых требований и норм осуществления пассажирских перевозок;

 — обеспечение безопасности в сфере пассажирских перевозок на основе единых норм и стандартов, регламентирующих данный вид деятельности;

 — формирование и размещение муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок в соответствии с законодательством;

 — равенство прав и обязанностей юридических и физических лиц при осуществлении пассажирских перевозок;

 — повышение доступности услуг пассажирского транспорта для социально не защищенных слоев населения;

 — осуществление пассажирских перевозок на основе заключаемых с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок независимо от форм собственности.

 

2. Полномочия и функции заказчика, организатора
пассажирских перевозок, перевозчика и пассажиров


Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют транспортное обслуживание населения на территории г.Казани в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан и органов местного самоуправления.

2.1. Заказчик пассажирских перевозок

Заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе:

 — определяет потребности населения г.Казани в пассажирских перевозках;

 — на основе утвержденных нормативов и параметров качества транспортного обслуживания, прогнозных показателей изменения пассажиропотоков разрабатывает и утверждает схему маршрутной сети;

 — формирует схему регулярных муниципальных маршрутов, организует их обустройство и содержание;

 — формирует муниципальный заказ на осуществление пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам;

 — разрабатывает порядок допуска перевозчиков к пассажирским перевозкам по регулярным маршрутам, включенным в маршрутную сеть;

 — организует размещение муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок;

 — по результатам конкурса на размещение муниципального заказа заключает договоры с перевозчиками;

 — ведет реестр маршрутов;

 — ведет реестр перевозчиков;

 — выбирает рациональную систему организации движения (графики движения);

 — открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов;

 — проводит паспортизацию маршрутов и утверждает расписания движения пассажирского транспорта по регулярным муниципальным маршрутам;

 — формирует предложения о поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные муниципальные маршрутные перевозки;

 — обеспечивает контроль за деятельностью организатора пассажирских перевозок на муниципальной сети, за исполнением им функций контроля выполнения перевозчиками установленных договором на осуществление пассажирских перевозок требований;

 — обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками правил пользования пассажирским наземным транспортом общего пользования, параметров качества транспортного обслуживания, нормативов и принятых договорных обязательств;

 — определяет и утверждает в установленном порядке места стоянок, отстаивания транспортных средств, остановочных пунктов и иных объектов транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования, а также определяет порядок их работы и содержания;

 — готовит предложения для представления в уполномоченный орган Республики Татарстан об открытии и закрытии регулярных межмуниципальных маршрутов;

 — обеспечивает разработку совместно с транспортными предприятиями мероприятий по улучшению работы пассажирского транспорта, совершенствованию системы транспортных маршрутов, более рациональному размещению остановочных пунктов и конечных станций, организации маршрутов перевозок населения к местам отдыха, захоронений, садоводческих кооперативов и массовых зрелищ в предвыходные, выходные и праздничные дни;

 — организует разработку организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности движения городского пассажирского транспорта, перевозки пассажиров и движения пешеходов;

 — публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов пассажирского транспорта, расписание движения транспортного средства и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг;

 — исходя из действующих нормативов, установленных параметров качества транспортного обслуживания населения, определяет на основании утвержденных паспортов маршрутов в договорах для каждого перевозчика качественные и количественные параметры качества транспортных услуг, в том числе требования к вместимости и интервалам движения транспортных средств на каждом маршруте, а также к их количеству;

 — рассматривает обращения граждан, связанные с транспортным обслуживанием.

2.2. Организатор пассажирских перевозок

В целях обеспечения и повышения безопасности и качества транспортного обслуживания населения заказчик пассажирских перевозок вправе привлекать по договору для организации и обеспечения качества транспортного обслуживания населения организатора перевозок в пределах утвержденных штатного расписания и сметы расходов.

Организатор пассажирских перевозок может осуществлять:

 — организацию транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах;

 — диспетчерское управление движением наземного транспорта общего пользования и его оперативное регулирование в пределах переданных заказчиком полномочий;

 — внедрение и сопровождение автоматизированных систем управления транспортом, создание и ведение баз данных водителей и нарушений условий договорных отношений;

 — составление и согласование расписаний, графиков движения на маршрутах наземного транспорта общего пользования в соответствии с заключенными заказчиком договорами;

 — согласование схемы маршрутов;

 — разработку и оформление паспортов маршрутов наземного транспорта в соответствии с заключенными заказчиком договорами;

 — формирование материалов для проведения конкурсов на право осуществления перевозок по согласованию с заказчиком;

 — формирование материалов для расторжения договоров с перевозчиками, нарушившими условия договора, и представление их заказчику;

 — внесение заказчику предложений о комплексном развитии перевозок, эффективном использовании подвижного состава, повышении качества обслуживания населения наземным транспортом общего пользования;

 — организацию обследования пассажиропотоков на маршрутах;

 — организацию и проведение сезонных обследований маршрутной сети;

 — координацию работы перевозчиков на маршрутах;

 — контроль за работой диспетчерских пунктов.

2.3. Перевозчик пассажиров

2.3.1. Перевозчик пассажиров обязан:

 — получить в установленном федеральным законодательством порядке лицензию на право перевозки пассажиров, строго соблюдать лицензионные условия;

 — заключать с заказчиком пассажирских перевозок договор на перевозку пассажиров на установленных маршрутах;

 — зарегистрироваться в реестре перевозчиков согласно заявленным видам пассажирских перевозок;

 — выполнять перевозки пассажиров в соответствии с законодательством и условиями заключенных договоров;

 — обеспечивать соблюдение указанных в договоре на осуществление пассажирских перевозок нормативов и параметров качества пассажирских перевозок, в том числе не допускать переполнения салона сверх установленной общей вместимости используемого и разрешенного для работы на маршруте пассажирского транспортного средства;

 — обеспечивать безусловное соблюдение прав пассажира как потребителя транспортных услуг в соответствии с действующим законодательством;

 — представлять заказчику и организатору перевозок информацию для контроля перевозок пассажиров и обеспечивать беспрепятственный допуск представителей органов управления и контроля на объекты, обслуживающие пассажирские перевозки;

 — содержать пассажирские транспортные средства в технически исправном состоянии, полностью экипированными необходимыми принадлежностями в соответствии с требованиями законодательства в области безопасности дорожного движения;

 — проводить предрейсовый и послерейсовый осмотры технического состояния транспортных средств;

 — проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей;

 — обеспечивать водителей необходимыми путевыми, билетно-учетными и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами;

 — обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

 — иметь утвержденный и выданный заказчиком паспорт маршрута с необходимыми согласованиями, маршрутную карту, расписание и схему маршрута с указанием опасных участков;

 — соблюдать установленные регламенты и нормативы технического обслуживания транспортных средств, регистрировать в установленном порядке проведение технического обслуживания;

 — принимать и рассматривать в установленные сроки жалобы и предложения, поступившие от пассажира, и письменно уведомлять заявителя о результатах рассмотрения и принятых мерах;

 — осуществлять пассажирские перевозки таким образом, чтобы не допускать ограничения или нарушения прав других участников дорожного движения;

 — обеспечивать соблюдение природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации;

 — информировать пассажиров о владельце лицензии, номерах телефонов контролирующих органов.

 2.3.2. Перевозчик имеет право:

 — принимать участие в конкурсах на осуществление пассажирских перевозок;

 — требовать представления заказчиком перевозок необходимой документации по обслуживаемым маршрутам для надлежащей и эффективной организации перевозок пассажиров;

 — требовать своевременной оплаты транспортных услуг.

 Перевозчик в соответствии с законодательством несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих работников, а также физических и юридических лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти лица действуют в рамках возложенных на них в связи с данной перевозкой обязанностей.

 2.4. Права и обязанности пассажиров

 Права и обязанности пассажиров устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, Правилами пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования г.Казани, другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

 3. Маршрутная сеть


3.1. Маршрутная сеть — перечень регулярных маршрутов автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта, действующих или требуемых к открытию на соответствующей территории.

Муниципальная маршрутная сеть — перечень регулярных маршрутов автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта, действующих или требуемых к открытию на территории г.Казани, как правило, ограниченная административными границами города.

Маршрутная сеть г.Казани формируется из муниципальных маршрутов.

Открытие, изменение и закрытие маршрутов, входящих в муниципальную маршрутную сеть, осуществляются в соответствии с законодательством.

Маршрутная сеть утверждается Руководителем Исполнительного комитета города Казани.

3.2. Основные принципы формирования маршрутной сети

Формирование маршрутной сети пассажирского транспорта проводится в соответствии с Параметрами качества обслуживания населения города Казани наземным городским пассажирским транспортом общего пользования, обеспеченности города, зон города, пригородной зоны пассажирским транспортом, разработанными на основе показателей стандартов отрасли Р3112178-0343-95 «Городские пассажирские перевозки. Качество обслуживания». Параметры качества утверждены решением Казанской городской Думы.

Маршруты должны формироваться на основе численности и структуры населения в районах г.Казани, расчета кратчайших расстояний между всеми зонами, анализа пассажиропотоков между основными объектами тяготения, пешеходных путей движения к остановочным пунктам, изучения реальной скорости движения, ограничений по организации дорожного движения.

Приоритет предоставляется пассажирскому транспорту большой и особо большой вместимости, городскому электрическому транспорту.

При открытии маршрута должны учитываться целесообразность, дорожно-транспортная характеристика, процент дублирования других маршрутов не должен превышать 50%.

Международные, междугородные и пригородные маршруты не должны проходить через центр города, в черте города они должны проходить до автовокзалов и автостанций кратчайшим путем согласно утвержденной схеме без права посадки (высадки) пассажиров.

 

4. Муниципальные маршруты пассажирского транспорта


4.1. Маршрутные перевозки пассажирским транспортом осуществляются по муниципальным маршрутам.

Муниципальные маршруты разрабатываются и вводятся в маршрутную сеть города в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением на основе изучения потребностей населения в перевозках, предложений населения и перевозчиков. Движение на маршруте может быть открыто при соблюдении условий, установленных настоящим Положением. Учет маршрутов маршрутной сети ведется заказчиком в реестре маршрутов.

Организация пассажирских перевозок населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам в соответствии с утвержденной маршрутной сетью осуществляется посредством формирования и размещения муниципальных заказов на осуществление пассажирских перевозок.

Муниципальный заказ на осуществление пассажирских перевозок размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для городских и муниципальных нужд».

4.2. Муниципальные маршруты пассажирского транспорта (далее — муниципальные маршруты) подразделяются на:

 — автобусные маршруты, организуемые в порядке, установленном настоящим Положением, для перевозки пассажиров автобусами;

 — троллейбусные маршруты, организуемые в порядке, установленном настоящим Положением, для перевозки пассажиров троллейбусами;

 — трамвайные маршруты, организуемые в порядке, установленном настоящим Положением, для перевозки пассажиров трамваями;

4.3. В соответствии со спецификой обслуживания населения по режимам работы муниципальные маршруты подразделяются на:

 — регулярные;

 — дополнительные, действующие в ограниченные периоды суток, как правило, в часы пик;

 — сезонные, действующие в период функционирования зон отдыха, как правило, в весенне-летний период и т.п.;

 — временные, вводимые в случае возникновения непредвиденных ситуаций на улично-дорожной сети, закрытия отдельных ее участков.

Регулярные перевозки осуществляются с применением тарифов и (или) предоставлением преимуществ по тарифам отдельным категориям граждан, установленных в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Сезонные (специальные) регулярные перевозки осуществляются по экономически обоснованным тарифам.

4.4. Основанием для осуществления пассажирских перевозок является наличие у перевозчика:

  • лицензии на право осуществления пассажирских перевозок (за исключением электротранспорта);
  •  договора, заключенного по результатам конкурса между заказчиком и перевозчиком;
  • утвержденных паспорта маршрута и расписания движения транспорта;
  • журналов проведения медицинского контроля водителей и технического осмотра транспортных средств;
  • свидетельства о прохождении стажировки водителей на маршруте;
  • договора со специализированными организациями для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств (при отсутствии у перевозчика собственной производственно-технической базы для проведения таких работ) и других документов, предусмотренных законодательством;
  • маршрутной карты.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов рассматривается как нарушение требований, установленных настоящим Положением, и является основанием для расторжения договора перевозки, заключенного по результатам размещения муниципального заказа.

Основанием для расторжения договора со стороны заказчика могут служить лишение перевозчика лицензии на право осуществления пассажирских перевозок в порядке, установленном законодательством, а также выявленные факты нарушения условий заключенного договора и требований, предъявляемых законодательством к организации пассажирских перевозок.

Регулярные маршрутные перевозки вне установленных Исполнительным комитетом г.Казани маршрутов и без заключения договора на осуществление пассажирских перевозок запрещаются.

 

5. Открытие, изменение и закрытие муниципальныхь маршрутов регулярного сообщения


5.1. Предложения об открытии, изменении и закрытии муниципальных маршрутов регулярного сообщения формирует заказчик и представляет на утверждение Руководителю Исполнительного комитета г.Казани.

5.2. Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута:

 — определяется потребность в перевозках пассажиров по этому маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток);

 — осуществляется выбор трассы движения, проводится обследование дорожных условий;

 — составляется технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

5.3. Новые маршруты открываются при наличии устойчивого пассажиропотока и условий, обеспечивающих безопасность движения.

5.4. В случае, когда открытие маршрута признано целесообразным, Руководителем Исполнительного комитета г.Казани принято решение о его открытии, маршрут включается в маршрутную сеть г.Казани, формируется муниципальный заказ и выставляется на открытый конкурс.

5.5. При открытии маршрутов должны предусматриваться:

 — расположение начальных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;

 — обеспечение транспортной связи для наибольшего числа пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пунктами города;

 — использование типа автобусов (троллейбусов, трамваев), соответствующего виду перевозок и трассе, по которой пролегает маршрут;

 — средства контроля за регулярностью движения;

 — обеспечение координированного движения автобусов (троллейбусов, трамваев) на вновь открываемом маршруте с автобусами (троллейбусами, трамваями) на существующих маршрутах, а также с другими видами пассажирского транспорта.

5.6. Выбор трассы автобусного маршрута производится при обязательном соблюдении следующих требований:

 — соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах, строительным нормам и правилам (СНиП);

 — соответствие общего веса автобуса с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты, расположенные на маршруте.

5.7. Строительство новых и реконструкция существующих линий городского электрического транспорта осуществляются в соответствии со строительными нормами и правилами.

Проектирование вновь строящихся и разработка проектов реконструкции существующих объектов городского электрического транспорта осуществляются проектными организациями, имеющими соответствующие лицензии. Внесение изменений в конструкцию объектов допускается лишь с разрешения организаций, имеющих право утверждения проектной документации на данные объекты.

При необходимости открытие или изменение маршрута городского электрического транспорта в рамках существующей маршрутной сети осуществляется заказчиком.

5.8. Открытие маршрута регулярного сообщения удостоверяется паспортом маршрута.

В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: указываются участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, наличие линейных сооружений, общая протяженность маршрута и другие сведения.

Паспорт утверждается заказчиком.

Паспорт маршрута подлежит регистрации в реестре маршрутов регулярного сообщения.

5.9. Ведение реестров муниципальных маршрутов осуществляется заказчиком.

5.10. Если для улучшения обслуживания пассажиров необходимо дополнительно обустроить маршрут линейными сооружениями, одновременно с паспортом разрабатывается и утверждается план мероприятий по обустройству маршрута с указанием сроков выполнения соответствующих работ. По мере принятия в эксплуатацию новых линейных сооружений вносятся дополнения в паспорт маршрута.

5.11. В зависимости от величины пассажиропотока, дорожных условий при обустройстве автобусного маршрута должно предусматриваться наличие:

— площадок для разворота и отстаивания автобусов на начальных и конечных пунктах маршрута, автопавильонов, а в крупных пассажирообразующих пунктах — пассажирских автостанций;

— городских пассажирских автостанций на начальных или конечных пунктах маршрутов;

— посадочных площадок и автопавильонов на промежуточных остановочных пунктах маршрута;

— специальных площадок для заезда — «карманов», посадочных площадок, автопавильонов и в зависимости от размера пассажирооборота — автостанций и автовокзалов на остановочных пунктах межмуниципальных маршрутов.

5.12. На каждом маршруте городского электрического транспорта должно быть не менее одной конечной станции, где предусматриваются:

 — площадки с усовершенствованным покрытием и соответствующее развитие контактной сети или пути для осуществления разворота, обгона, отстаивания и мелкого ремонта троллейбусов или трамваев;

 — служебные, санитарно-бытовые помещения и помещения для организации горячего питания и кратковременного отдыха водительских бригад и обслуживающего персонала.

5.13. Остановочные пункты городских автобусных (троллейбусных, трамвайных) маршрутов должны размещаться вблизи пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов: жилых массивов, предприятий, культурно-бытовых учреждений, торговых центров, мест массового отдыха, железнодорожных станций, речных портов, аэропортов, станций метрополитена и т.д.

Расстояние от места жительства или работы до остановочного пункта городского общественного транспорта определяется параметрами качества обслуживания населения города Казани наземным городским пассажирским транспортом общего пользования.

5.14. Перед открытием автобусного маршрута заказчик создает комиссию с участием представителей ГИБДД, Комитета благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, администраций районов Исполнительного комитета г.Казани. Комиссия обследует условия организации перевозок на маршруте и составляет акт о готовности маршрута к началу автобусного движения.

При наличии недостатков комиссия определяет в акте меры по их устранению с указанием сроков и ответственных лиц. Маршрут открывается после устранения недостатков, отмеченных в акте.

5.15. Об открытии или изменении муниципальных маршрутов население оповещается через местную печать, радио и специальные объявления в автобусах (троллейбусах, трамваях) и на остановочных пунктах.

5.16. После открытия маршрута организатор перевозок осуществляет систематический контроль за организацией перевозок и обслуживанием пассажиров на нем, уточняет направление маршрута, расположение остановочных пунктов, частоту движения, контролирует наполнение автобусов на отдельных участках и эффективность использования подвижного состава.

5.17. Оперативное руководство движением городского электрического транспорта осуществляется центральным диспетчером городского электрического транспорта. В случае нарушения движения на каком-либо участке маршрута (независимо от причин) центральный диспетчер обеспечивает движение трамваев, троллейбусов по наибольшей протяженности маршрута и принимает меры к скорейшему восстановлению движения по всему маршруту. По мере восстановления движения на маршруте организует вывоз скопившихся на остановках пассажиров.

В случае прекращения движения на каком-либо участке работники службы движения вправе изменять направление согласно схемам обходного движения, а также давать распоряжение о возобновлении движения с немедленным сообщением об этом центральному диспетчеру.

5.18. При изменении обстановки движения на маршруте и отсутствии возможности принять меры по обеспечению безопасности движения перевозчики уведомляют заказчика и принимается решение о временном изменении маршрута или прекращении движения.

 

6. Общие требования к оформлению подвижного состава


6.1. Экипировка автобусов

6.1.1. Автобусы, работающие на маршрутах, оборудуются в соответствии с Инструкцией внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов.

6.1.2. Внешнее оформление автобуса включает:

— передний указатель следования и номер маршрута;

— боковой указатель маршрута следования;

— задний указатель номера маршрута;

— табличку или надпись «Выход»;

— передний и задний наружные инвентарные номера автобуса.

Передний указатель маршрута следования помещается в застекленной нише над ветровым стеклом автобуса.

На указателе даются наименования начального и конечного пунктов маршрута и присвоенный этому маршруту номер, который располагается в середине между наименованием пунктов маршрута.

На туристских, экскурсионных и заказных автобусах вместо надписи на лобовом указателе — наименований начального и конечного пунктов и номера маршрута — дается надпись соответственно «туристско-экскурсионный», „заказной“.

Размер указателя определяется по размеру ниши в лобовой части кузова автобуса.

Боковой указатель маршрута следования устанавливается:

 — на автобусах с одной дверью — с левой стороны двери;

 — на двух- и трехдверных автобусах — справа от последней двери;

 — на четырехдверных автобусах — с левой стороны второй двери и правой стороны четвертой двери.

На боковом указателе маршрута следования указываются номер и наименования начального и конечного пунктов маршрута и основных промежуточных пунктов.

Задний указатель номера маршрута устанавливается в правом нижнем углу заднего окна по ходу автобуса.

Табличка или надпись «Выход» укрепляется (наносится) внутри над дверью автобуса.

Передний инвентарный номер автобуса наносится на передней стенке кузова, справа у нижней кромки лобового стекла, задний — на задней стенке кузова, слева по ходу автобуса у нижней кромки стекла.

Маршрутная карта устанавливается на переднем стекле в правом нижнем углу.

Осуществление регулярных перевозок без оформленной маршрутной карты запрещается.

6.1.3. Внутреннее оформление автобуса включает:

 — табличку с фамилиями водителя и кондуктора;

 — таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов;

 — правила пользования автобусом;

 — внутренний инвентарный номер автобуса.

Табличка с фамилиями водителя и кондуктора устанавливается на перегородке кабины водителя, а при отсутствии перегородки — на лобовой стенке салона автобуса.

Таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов прикрепляются над окнами первых шести мест слева по ходу автобуса.

Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования вывешиваются во всех автобусах. Правила помещаются в рамку и укрепляются на перегородке кабины водителя или боковой стенке справа от передней двери.

Внутренний инвентарный номер автобуса наносится на перегородке кабины водителя.

6.2. Экипировка городского наземного электрического транспорта

6.2.1. Внешнее оформление трамваев, троллейбусов включает:

 — передний указатель, включающий номер маршрута и наименование конечных пунктов;

 — боковой указатель, включающий номер маршрута и наименование конечных и основных промежуточных остановочных пунктов;

 — задний указатель номера маршрута;

 — информацию о действующем тарифе.

6.2.2. Внутреннее оформление трамваев, троллейбусов включает:

 — извлечение из Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Казани;

 — информацию о водителе трамвая, троллейбуса;

 — информацию о владельце трамвая, троллейбуса с указанием адреса, номера телефона организации, которая обслуживает данный маршрут;

 — информацию о действующем тарифе на проезд и провоз багажа на видном месте;

 — схему маршрута;

 — аптечку;

 — 2 огнетушителя (порошковых или углекислотных);

 — молотки для разбивания стекол салона в случае заклинивания дверей в результате аварии;

 — табличку с порядком эвакуации при пожаре и дорожно-транспортном происшествии;

 — информацию о местах для пассажиров с детьми и инвалидов;

 — противооткатные упоры;

 — знак аварийной остановки;

 — ящик с сухим песком (песком в песочницах);

 — ломик для перевода стрелок (трамвай);

 — буксировочную сцепку (трамвай);

 — ручку реверсора, где это предусмотрено конструкцией;

 — комплект плавких предохранителей;

 — запасные вставки головок токоприемников (троллейбус);

 — диэлектрические перчатки;

 — комбинированные рукавицы;

 — книгу поезда (трамвай);

 — книгу троллейбуса;

 — оранжевый сигнальный жилет.

 

7. Объекты транспортной инфраструктуры


7.1. Оборудование и оформление остановочных пунктов

7.1.1. Остановки автобусов на городских маршрутах, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, оборудуются указателем согласно ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные» (знак 5.12). В нижней части должны указываться наименование остановки, номер маршрута, время начала и окончания движения, интервалы движения и т.д.

В зависимости от специфики пассажиропотока и его периодических изменений промежуточные остановочные пункты по времени работы подразделяются на постоянные, временные и остановки по требованию пассажиров.

Постоянные остановочные пункты устанавливаются в местах с устойчивым и значительным пассажирооборотом, и остановка автобуса на них обязательна.

Временные остановочные пункты устанавливаются при неустойчивом пассажирообороте. В часы уменьшения пассажирооборота автобусы на них не останавливаются. Временные остановочные пункты устанавливаются также в случаях ремонта дорожного полотна на отдельных участках маршрута и в других подобных случаях.

Остановочные пункты по требованию пассажиров устанавливаются в местах с малым и неустойчивым пассажирооборотом.

Минимальное расстояние между остановочными пунктами на обычных городских маршрутах определяется Параметрами качества обслуживания населения города Казани наземным городским пассажирским транспортом общего пользования.

7.1.2. Выбор местоположения остановочных пунктов городского общественного транспорта производится трамвайными, троллейбусными, трамвайно-троллейбусными управлениями и автотранспортными предприятиями, организациями, производящими перевозки пассажиров.

7.1.3. Расположение и оборудование остановочных пунктов трамвая, троллейбуса и автобуса согласовываются соответствующим транспортным предприятием (организацией) с ОГИБДД УВД г.Казани и утверждаются Комитетом по транспорту и связи Исполнительного комитета г.Казани.

7.1.4. Остановочные пункты городского общественного транспорта классифицируются по следующим признакам:

 — виду транспортных средств;

 — времени использования;

 — расположению на маршруте.

7.1.5. Остановочные пункты на маршрутах городского транспорта, как правило, следует располагать вблизи перекрестков улиц.

При больших расстояниях между перекрестками или при наличии крупных пассажирообразующих пунктов вдали от перекрестков остановочные пункты могут быть организованы на перегонах улиц, т.е. между перекрестками.