Телефон горячей линии:
(843) 275-30-50

Постановление КМ РТ "Об утверждении Методики расчета критерия доступности транспортных услуг для населения Республики Татарстан, учитывающего его платежеспособный спрос"

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

от 24 сентября 2007 г. N 498 

«Об утверждении Методики расчета критерия доступности транспортных услуг для населения Республики Татарстан, учитывающего его платежеспособный спрос»

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 N 70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» и в соответствии с Законом Республики Татарстан от 30.12.2005 N 139-ЗРТ „О системе взаимоотношений при формировании регулируемых цен и тарифов на товары и услуги для потребителей“ Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета критерия доступности транспортных услуг для населения Республики Татарстан, учитывающего его платежеспособный спрос.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

Премьер-министр Республики Татарстан Р. Н.Минниханов

 

Методика

расчета критерия доступности транспортных услуг для населения Республики Татарстан, учитывающего его платежеспособный спрос

(утв. постановлением КМ РТ от 24 сентября 2007 г. N 498)

1. Общие положения

Настоящая Методика разработана в целях реализации Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 N 70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» и в соответствии с Законом Республики Татарстан от 30.12.2005 N 139-ЗРТ „О системе взаимоотношений при формировании регулируемых цен и тарифов на товары и услуги для потребителей“.

Критерий доступности транспортных услуг для населения Республики Татарстан, учитывающий его платежеспособный спрос, характеризуется способностью населения оплатить социально значимую транспортную услугу и включает в себя следующие показатели:

  • индекс транспортной подвижности населения, показывающий обеспеченность населения транспортными услугами по отношению к нормативной величине и в то же время способность населения воспользоваться предлагаемыми транспортными услугами при существующем уровне тарифа;
  • индекс доступности транспортных услуг (далее — транспортной доступности), отражающий способность населения оплатить социально значимую транспортную услугу при соответствующем потребительском бюджете.

Методика предназначена для использования органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, перевозчиками и другими заинтересованными организациями и ведомствами с целью определения доступности транспортных услуг при перевозке пассажиров городским общественным транспортом для расчета рационального уровня тарифов, учитывающих платежеспособный спрос населения.

2. Расчет индекса транспортной подвижности населения

Транспортная подвижность населения является одной из важнейших характеристик, знание которой позволяет обоснованно оценивать и рассчитывать потребность в транспортных средствах, обеспеченность населения услугами общественного транспорта, а также осуществлять мероприятия по улучшению транспортного обслуживания населения.

Величина транспортной подвижности населения измеряется количеством поездок на душу населения в год и является социальным нормативом предоставления минимального объема транспортных услуг с заданными показателями качества.

К социально значимым относятся повседневные транспортные услуги:

  • проезд на работу и обратно;
  • учебные поездки;
  • бытовые поездки;
  • поездки на культурные и спортивные мероприятия;
  • проезд к местам отдыха.

Характеристикой социально значимой потребности в транспортных услугах для населения муниципального образования (города, поселка) является транспортная подвижность населения.

Величина нормативной транспортной подвижности (Кн) определяется по формуле:

 

 Кн=  х Ктн + Б х Кпен + В х Кдет   (поездок/год),    
 А + Б + В

где:

А — количество трудоспособного населения на территории муниципального образования, человек;

Б — количество пенсионеров на территории муниципального образования, человек;

В — количество детей на территории муниципального образования, человек;

Ктн — количество поездок трудоспособного населения в соответствии с разделом «3. Услуги» Федерального закона от 31.03.2006 N 44-ФЗ „О потребительской корзине в целом по Российской Федерации“ (далее — Закон);

Кпен — количество поездок пенсионеров в соответствии с разделом «3. Услуги» Закона;

Кдет — количество поездок детей в соответствии с разделом «3. Услуги» Закона.

Среднемесячное нормативное количество поездок (Кн (мес)) определяется по формуле:

Кн (мес) = Кн   (поездок/месяц),
12

 

где: 12 — количество месяцев в году.

Фактическое количество поездок одного пассажира (Кн (факт)) определяется:

1) на основании результатов обследования пассажиропотоков, которые проводятся в соответствии с Инструкцией по изучению пассажиропотоков (приложение N 10 к приказу Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200);

2) в результате подсчета фактического объема перевезенных пассажиров приборами учета, установленными на транспортных средствах:

Кн (факт)=  Сумма П,
 Н

 

где:

Сумма П — общее количество поездок всего населения,

Н — численность жителей населенного пункта, определяется по формуле:

Н = А + Б + В (человек)

Численность жителей населенного пункта (Н) определяется согласно отчету Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан «Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан».

Если обследования пассажиропотоков не проводились и приборы учета на транспортных средствах не установлены, то фактическое количество поездок на одного пассажира (Кн (факт)) определяется на основании форм государственного статистического наблюдения, утвержденных постановлением Федеральной службы государственной статистики от 28.06.2006 N 25 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта и правонарушений, на 2007 год», по формуле:

 Кн (факт) =  Катр + Кэтр   (поездок/месяц),
 Н х 12

где:

Катр — количество пассажиров, перевезенных городским автомобильным транспортом по общему заказу всеми перевозчиками, которое определяется по строке 340 формы N 1-ТР (автотранспорт) «Сведения об автотранспорте и протяженности ведомственных и частных автодорог»;

Кэтр — количество перевезенных пассажиров всеми видами городского электротранспорта и метро, определяется по формуле:

Кэтр = Кобщ (тролл) + Кобщ (трам) + Кобщ (метро), (VI)

где: Кобщ (тролл) — количество пассажиров, перевезенных троллейбусным транспортом, которое определяется по строке 42 формы N 1-ЭТР «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте»;

Кобщ (трам) — количество пассажиров, перевезенных трамвайным транспортом, которое определяется по строке 42 формы N 1-ЭТР «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте»;

Кобщ (метро) — количество пассажиров, перевезенных метрополитеном, которое определяется по строке 01 формы N 1 МЕТРО «Сведения о работе метрополитена».

Сведения о количестве перевезенных пассажиров могут быть представлены заказчиком перевозок в сводном отчете.

Отношение фактического количества поездок одного пассажира к среднемесячной нормативной величине количества поездок (Кн (мес)) характеризует индекс транспортной подвижности (Ип):

 Ип =  Кн (факт)  х 100%.
 Кн (мес)

3. Расчет нормативной доли затрат на транспортные услуги в структуре потребительского бюджета

Среднемесячная сумма затрат на транспортные услуги (Зту), исходя из утвержденного нормативного количества поездок, рассчитывается по формуле:

Зту = Кн (мес) х Ту (рублей), 

где:

Ту — действующий на территории муниципального образования средний тариф на одну поездку.

Доля затрат на повседневные транспортные услуги в стоимости минимального потребительского бюджета (Jму (факт)) рассчитывается по формуле:

 Jму (факт) =  Зту  х 100%,
 Зпб

где:

Зпб — стоимость минимального потребительского бюджета одного человека в месяц, рублей.

4. Расчет индекса транспортной доступности

Индекс транспортной доступности (Итд) рассчитывается по формуле:

 Итд =    Jму   
 Jму (факт)

 

где:

Jму — социальный норматив максимально допустимой доли расходов на повседневные транспортные услуги, принимается в размере 5%.

Оптимальным считается индекс транспортной доступности, когда Итд >= 1.

5. Пример расчета критерия доступности и рационального уровня тарифа с учетом платежеспособного спроса населения

Объектом-представителем для расчета является г.Казань.

Исходные данные для расчета:

Н = 110037 человек, в том числе:

А = 710413 человек,

Б = 227446 человек,

В = 172178 человек.

Ктн, Кпен, Кдет — 619, 150 и 396 поездок соответственно.

Кн (факт) = 33367600 пассажиров.

В соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета г.Казани от 21.12.2006 N 2761 установлены предельно допустимые тарифы:

  • на городской автомобильный транспорт — 10 рублей,
  • на городской электрический транспорт — 8 рублей.

Таким образом, 

 Ту=  10+8  =9 рублей.
 2

Стоимость минимального потребительского бюджета (Зпб), по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, равняется 5800 рублей.

Рассчитываем величину нормативной транспортной подвижности:

 Кн =  710413 х 619 + 227446 х 150 + 172178 х 396  = 488 поездок/год,
 1110037

1110037 Кн (мес) = 488 / 12 = 41 поездка/месяц.

Рассчитываем величину фактической транспортной подвижности:

Кн (факт) = 33367600 / 1110037 = 25 поездок/месяц.

Рассчитываем индекс транспортной подвижности:

Ип = 25 /41 х 100% = 61%.

Рассчитываем среднемесячную сумму затрат на транспортные услуги:

Зму = 41 х 9 = 369 рублей.

Рассчитываем долю затрат на повседневные транспортные услуги в стоимости потребительского бюджета:

Jму (факт) = 369 / 5800 х 100% = 6,4%.

Рассчитываем индекс транспортной доступности:

Итд = 5 / 6,4 = 0,78.

Выводы:

1. Индекс транспортной подвижности населения, равный 61%, показывает, что существующая транспортная схема и уровень качества обслуживания, в том числе действующий тариф, не обеспечивают достижения нормативного уровня, что приводит к ухудшению качества жизни населения.

2. Индекс (Итд), равный 0,78, показывает, что утвержденные тарифы не обеспечивают полной доступности транспортных услуг.

3. Рациональный уровень тарифа рассчитывается по формуле: 9 х 0,78 = 7 (рублей)

Таким образом, рациональный уровень тарифа должен составлять 7 рублей.