Телефон горячей линии:
(843) 275-30-50
ГлавнаяАналитические материалыДоклад председателя Комитета по транспорту А.К.Абдулхакова «Об итогах работы городского пассажирского транспорта за 2012 год» на аппаратном совещании 4 марта 2013 года

Доклад председателя Комитета по транспорту А.К.Абдулхакова «Об итогах работы городского пассажирского транспорта за 2012 год» на аппаратном совещании 4 марта 2013 года

Подводя итоги прошедшего, 2012 года, мы можем говорить о положительной в целом динамике развития городского пассажирского транспорта Казани. Большое внимание в истекшем году было уделено развитию транспортной инфраструктуры, городскому электрическому транспорту, обновлению подвижного состава и оптимизации маршрутной сети.

На сегодняшний день общественный транспорт Казани представлен всеми видами внутригородского пассажирского транспорта: троллейбус, трамвай, метро и автобус. Транспортная сеть состоит из 72 автобусных маршрутов, на которых эксплуатируются 1027 единиц подвижного состава, 13 троллейбусных маршрутов на 216 троллейбусов и 6 трамвайных маршрутов, 122 трамвая. Функционирует одна линия метрополитена из 7 станций от станции «Проспект Победы» до станции «Козья Слобода». Сегодня пассажиров обслуживают 8 составов электропоездов (29 вагонов). Протяженность маршрутов составляет: автобусов – почти 1,5 тыс. км, трамваев – 154 км, троллейбусов – 313 км, метро – 11 км.

Пассажирские перевозки выполняют 12 перевозчиков различной формы собственности.

Всего в 2012 году всеми видами городского пассажирского транспорта перевезено 255 млн.пассажиров, из них 77,5, или 30% от общего количества - льготники. Хотелось бы отметить, что с прошлого года, в соответствии с решением Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, перевозчики впервые начали получать компенсацию за их перевозку в полном объеме.

Вместе с тем, к сожалению, приходится констатировать, что и в 2012 году сохранилась тревожная динамика снижения объема перевозок, являющаяся следствием бурного роста уровня автомобилизации.

Количество автомобилей только за прошлый год увеличилось на 24 тыс. единиц или на 8%. Уровень автомобилизации (кол-во автомобилей на 1 тыс. жителей) составил 286 единиц (рост по сравнению с 2011 годом на 6%).

В прошлом году снижение числа поездок по сравнению с 2011 годом составило 2,9%. Однако темп снижения замедлился, в 2011 году оно составило 6,7%.

На 5,7% снизилось количество перевезенных граждан льготных категорий.

В ноябре прошлого года мы провели открытый конкурс на право заключения договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам на ближайшие 5 лет, которые начнут функционировать с 1 мая текущего года. В основу заложена сеть городского электрического транспорта с учетом ввода 3 новых станций метрополитена, трамвайной линии по Большому Казанскому кольцу, новых участков троллейбусных линий. Маршрутная сеть автобусов кардинальных изменений не претерпела.

Об оптимизации маршрутной сети и итогах конкурса было подробно доложено на аппаратном совещании в декабре , и сегодня на этой теме я останавливаться не буду.

Остановлюсь на каждом виде транспорта подробнее.

 

Городской электрический транспорт

Количество пассажиров, перевезенных городским электрическим транспортом в 2012 году, увеличилось по сравнению с 2011 годом на 1 млн. пассажиров (с 58,6 до 59,6 млн.пас.).

Рост произошел за счет метрополитена, где всего лишь за год объем перевозок увеличился на 43% или на 8,2 млн.пас. (с 18,7 до 26,9 млн.пас.) на фоне значительного снижения по трамваям (почти на 10%) и троллейбусам (на 23%).

Однако с учетом ввода новых участков троллейбусных линий в конце прошлого года в декабре пассажиропоток на троллейбусе по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился в полтора раза.

Учитывая приоритетное развитие городского электрического транспорта, рассчитываем, что в дальнейшем объем перевозки на городском электрическом транспорте еще увеличится.

Метро

В текущем году предусмотрен ввод 3 новых станций метрополитена в Авиастроительном и Московском районах (станции Яшълек, Северный вокзал, Авиастроительная). Ожидается, что пассажиропоток за счет этого увеличится почти в 2 раза, с 90 до 170 тыс. пассажиров в день.

В 2012 году приобретены 6 новых поездов метрополитена «Русич» (18 вагонов), которые проходят пуско-наладочные работы.

После ввода в эксплуатацию 3 новых станций на I линии предусматривается эксплуатация 12 поездов ( 40 вагонов) с сохранением существующего в настоящее время интервала движения 5 минут в час пик.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011-2015 годы МУП «Метроэлектротранс» адаптировал 7 станций Казанского метрополитена для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями. На данные цели в 2012 году было направлено более 25 млн.руб. За счет этих средств были установлены лифты, подъемники и пандусы на платформах перед 1-м вагоном. На всех станциях уложена направляющая плитка (в вестибюлях, на платформе, на пешеходных переходах), установлены информационные табло, знаки доступности, стрелки (направления движения), указатели (вход/выход), схемы станций. На всех дверях типа «Метро» установлены контрастные полосы;

 

Трамваи

Принимая во внимание необходимость приоритетного развития электрического транспорта, в течение 2012 года проводился ряд мероприятий, которые, как мы надеемся, увеличат привлекательность трамвая для жителей города.

В 2012 году завершены работы по реконструкции участка Большого Казанского кольца. В результате сданы в эксплуатацию 2 участка трамвайной линии по пр.Победы, в том числе 22,4 км - на участке от Сибирского тракта до ул.Р.Зорге, и 5 км - от ул.Р.Зорге до Оренбургского проезда (микрорайон «Солнечный город»).

В октябре прошлого года по новому участку в рабочем режиме открыт трамвайный маршрут №5 «Ж.-д. вокзал – микрорайон «Солнечный город» с количеством подвижного состава 24 единицы и интервалом движения 6-7 минут в часы пик. Несмотря на то, что пока на маршруте эксплуатируются старые вагоны с износом более 70%, популярность его у жителей города растет. Пассажиропоток по сравнению с октябрем прошлого года вырос с 12 до 14 тыс. пассажиров в день.

К сожалению, на пути следования данного маршрута есть проблемные перекрестки, на которых часто возникают заторовые ситуации. Всего же, по результатам мониторинга, по различным причинам в среднем за месяц регистрируются до 70 случаев задержек общей продолжительностью около 60 часов.

В настоящее время с целью сокращения задержек совместно с ГИБДД на трамваях устанавливаются видеорегистраторы для обеспечения оперативного реагирования и разбора ДТП. Кроме того, мы направили обращение в институт «Татдорпроект» с просьбой разработать варианты организации дорожного движения на проблемных участках маршрута.

С целью повышения комфортности поездок заключены контракты на поставку, начиная со II квартала текущего года, 20 новых трехсекционных трамваев с повышенными скоростными характеристиками.

Кроме того, к Универсиаде планируется оснастить все остановки (32 остановки) данного маршрута информационными видеотабло, позволяющими в реальном режиме времени представлять пассажирам, ожидающим трамвай, информацию о точном времени его прибытия. А в случае возникновения заторовых или других чрезвычайных ситуаций сообщать о фактическом времени задержек.

Точность обеспечивает спутниковая навигация с периодом обновления 1 мин.

Также в декабре прошлого года в рамках федеральной программы субсидирования обновления подвижного состава городского электрического транспорта подписано Соглашение, предусматривающее приобретение 10 трамваев, которые поступят в Казань до 1 июля текущего года. Эти вагоны будут работать на маршруте №11.

Завершен капитальный ремонт 2,6 км. трамвайных путей по улицам Б.Шахиди, Г.Тукая. В рамках строительства транспортных развязок и пешеходных переходов выполнен монтаж контактной сети около 6 км. трамвайных путей на перекрестках: ул.Р.Зорге – пр.Победы, пр.Х.Ямашева – ул.Адоратского, пр.Х.Ямашева – ул.Мусина, трамвайная петля «Короленко» на пересечении пр.Ибрагимова и пр.Х.Ямашева.

 

Троллейбусы

В Казани за последние 6 лет активно ведется развитие троллейбусной сети.

В 2012 году по вновь построенным автодорогам в районе улиц Краснококшайская, Большая Крыловка, М.Вахитова проведены работы по строительству 5,7 км. троллейбусной линии, и открыт новый троллейбусный маршрут №1 («Ул.Горьковское Шоссе – ул.Ф.Амирхана») протяженностью 12,7 км. Движение пока организовано в тестовом режиме. Варианты схемы данного маршрута будут рассмотрены дополнительно по мере ввода в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры.

Выполнена реконструкция и монтаж контактной сети троллейбуса по улицам Московская, Лево-Булачная, Ак.Сахарова, Закиева, Ак.Глушко и Х.Бигичева, Танковая общей протяженностью более 8 км.

Построена троллейбусная линия по улицам Ак.Парина, Мавлютова до Деревни Универсиады с разворотным кольцом на Оренбургском тракте протяженностью 6 км.

По вновь построенным линиям открыто движение троллейбусных маршрутов №8 «Деревня Универсиады» и №11 «Ул.В.Кулагина – Деревня Универсиады» с общим количеством подвижного состава 18 единиц.

На сегодня износ троллейбусов составляет более 80%. Несколько улучшить ситуацию позволят новые 30 троллейбусов, которые в соответствии с подписанными соглашениями прибудут в Казань до 1 июля текущего года.

 

Автобусы.

Наибольший объем перевозок в Казани в 2012 году осуществлялся автобусами. Ими перевезено 195,2 млн.пассажиров или 76,6% от общего количества пассажиров.

На долю муниципальных унитарных предприятий (МУП «АТП-2 и АТП-4) приходится около 63% объема автобусных перевозок.

Самым крупным перевозчиком в Казани является МУП «ПАТП №2», которое осуществляет около 27% всех пассажирских перевозок в городе.

 

Однако следует отметить, что за счет развития городского электрического транспорта, в первую очередь метрополитена, в последние годы доля автобусных перевозок в общем объеме снижается. По сравнению с 2011 годом автобусами перевезено на 8,5 млн. пассажиров меньше (или на 4,2%).

К середине прошлого года на маршрутах работали автобусы со сроком эксплуатации 5-6 лет. Их износ составлял около 80-85%. В связи с этим актуальным стал вопрос обновления подвижного состава автотранспортных предприятий. Поэтому одним из важнейших условий конкурса, прошедшего в прошлом году, было обновление не менее 50% подвижного состава автобусов к 1 мая 2013 года и остальных в течение следующих 3 лет.

Для решения данного вопроса в 2012 году перевозчиками Казани были заключены договора на поставку 513 низкопольных автобусов с двигателем не ниже ЕВРО-3, в т.ч. 209 автобусов марки «НефАЗ», 250 - «МАЗ» и 54 – «ПАЗ-3237».

На сегодня в Казань поступили уже 419 новых автобусов, в том числе 177 - марки «НефАЗ», 242 – «МАЗ». Полностью заменен подвижной состав (автобусы «Хайгер» на автобусы «МАЗ») у индивидуального предпринимателя Беляева. На 58% - у ООО «УМ-4», почти на 50% - у МУП «АТП-2», МУП «АТП-4», ООО «ИТЦ», ООО «Байлык».

Все поступившие автобусы низкопольные, с двигателем стандарта не ниже ЕВРО-3, тем самым обеспечивается экологическая безопасность и доступность транспорта для лиц с ограниченными возможностями.

Полунизкопольные автобусы, отработавшие свой нормативный срок, в том числе китайского производства, списываются и продаются в соседние регионы. В настоящее время в 5 пассажирских предприятиях осталось 187 единиц. По мере обновления подвижного состава указанные автобусы планируется заменить в течение 2 лет.

 

Подготовка кадров

Очень сложной проблемой для транспортных предприятий продолжает оставаться дефицит водительских кадров.

Всего на предприятиях городского пассажирского транспорта Казани работают более 6 тыс. 400 человек, в том числе водителей около 2 тыс. 200 человек. (34% от общего количества работающих). Дефицит водительского состава на сегодня составляет 532 человека, что не позволяет обеспечить 100-процентный выпуск подвижного состава, особенно в вечерние часы и пиковые периоды, а также на поселковых маршрутах.

Основными причинами плохой закрепляемости на городском транспорте являются сложные дорожные условия, режим работы и низкий уровень заработной платы. В 2012 году среднемесячная заработная плата на пассажирских транспортных предприятиях составила 19,5 тыс.руб., в том числе водителей - около 26 тыс.руб.

(АТП – 21,8 тыс.руб. водителей – 24,2 тыс.руб., в МЭТ – 18 тыс.руб., водители – 17,3 тыс.руб.)

Поэтому сегодня из 11 перевозчиков 8 вынуждены привлекать для работы на маршрутах Казани водителей из стран Ближнего Зарубежья. Всего их 650, то есть 30% от общего количества. Наибольшая доля иностранных рабочих у МУП «АТП-2» - 210 чел (36% от общего числа водителей), МУП «Метроэлектротранс» - 168 чел. (33%), ООО «КПАТП №9» - 85 чел. (60%).

Кадровыми службами предприятий-перевозчиков постоянно подаются заявки на обучение и подбор водителей, в средствах массовой информации размещаются объявления о вакансиях. Предприятия городского пассажирского транспорта принимают участие во всех ярмарках вакансий. Организована совместная работа с военными комиссариатами Казани по привлечению на работу лиц, демобилизованных из рядов Российской армии. Регулярно руководители предприятий выезжают в районы Республики Татарстан, в ближайшие районы Чувашии, Марий Эл, Ульяновской области. Кроме того, ведется целенаправленная подготовка водителей категории «Д» на базе Казанского техникума наземного и подземного электрического транспорта и Производственного училища №137. С 2012 при МУП «ПАТП №2» открыта «Автошкола».

Все предприятия создают для привлеченных рабочих хорошие условия труда и быта. Предоставляются места либо в общежитиях, либо в арендованном жилом секторе. Своевременно выплачивается заработная плата.

Мы совместно с ГИБДД провели анализ ДТП с участием общественного транспорта, в том числе и с участием водителей – граждан из стран ближнего зарубежья.

В результате установлено, что в среднем количество ДТП по вине водителей общественного транспорта из стран ближнего зарубежья составляет 23% от общего количества, При этом доля водителей-мигрантов в автотранспортных предприятиях Казани составляет около 30%.

В пассажирских автотранспортных предприятиях города, где доля водителей из стран ближнего зарубежья составляет более 2/3 водительского состава (ООО «КПАТП-9» - 60%, ООО «ИТЦ» - 64%), на «водителей – мигрантов» приходится менее 1/3 от общего количество ДТП (17% и 29 %).

Следует отметить, что перед тем как трудовой мигрант сядет за руль маршрутного транспортного средства, он получает в Управлении Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан разрешение на работу. В автотранспортном предприятии он проходит дополнительное обучение и сдает экзамены в ГИБДД.

Нами был направлен запрос в Федеральную службу безопасности и Управление внутренних дел о наличии фактов незаконной деятельности иностранных граждан из ближнего зарубежья, работающих в автотранспортных предприятиях Казани, на что был получен ответ, что подобных сведений у данных служб нет.

Однако несмотря на принимаемые кадровыми службами предприятий-перевозчиков усилия по привлечению и подготовке водительских кадров, проблема не становится менее актуальной.

 

Информационные транспортные технологии

Поддержание качества транспортного обслуживания населения на высоком уровне обеспечивается за счет применения современных достижений в сфере информационных транспортных технологий.

В Казани в течение ряда лет успешно функционируют Автоматизированная система управления транспортом, Автоматизированная система оплаты проезда. В прошлом году началась реализация проекта Автоматизированной адаптивной системы управления дорожным движением.

 

АСУ-Т.

В Казани весь подвижной состав автобусного парка укомплектован бортовыми комплектами навигационной спутниковой системы.

В 2012 году в салонах трамваев и троллейбусов также начата установка бортовых комплектов навигационной системы и видеорегистраторов. На сегодня установлено 300 навигационных комплектов и 132 видеорегистратора. Ведется опытная эксплуатация системы.

В результате внедрения она позволит, так же как и автобусная, отслеживать соблюдение графиков, выполнение рейсов, скоростной режим, соблюдение правил безопасности

Весь городской пассажирский транспорт оснащен автоинформаторами, информирующими на двух государственных языках Республики Татарстан. В 324 автобусах и всех поездах метрополитена оповещение ведется еще и на английском языке. К Универсиаде остановки всех маршрутов городского пассажирского транспорта будут озвучены на 3 языках.

 

Транспортная карта

На сегодня в городском пассажирском транспорте Казани 76% пассажиров оплачивают проезд по безналичному способу.

Перестает быть актуальной для жителей города проблема пополнения транспортных карт. Для их удобства значительно расширена сеть пунктов продаж и пополнения, которая на сегодняшний день составляет 683 пункта. Только за прошлый год количество пунктов увеличилось на 154.

В сентябре прошлого года произошла интеграция проектов «Транспортная карта Казани» и «Социальная карта Республики Татарстан». Теперь граждане льготных категорий 5 городов Республики Татарстан (Казань, Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск) имеют возможность осуществлять поездки по своим транспортным картам в любом из этих населенных пунктов. При этом перевозчики получают компенсацию за перевезенных пассажиров всех названных выше городов.

 

АСУДД

В Казани с февраля прошлого года на 15 перекрестках по ул.К.Маркса, ул.Горького, ул.Н.Ершова функционирует Автоматизированная система управления дорожным движением с применением адаптивного метода управления, что позволило увеличить пропускную способность на данных участках на 7%.

Сегодня в данной системе подключены 56 перекрестков, 40 из которых уже работают (на улицах Пр. Победы, Павлюхина, Пушкина, Право- и Лево-Булачная, Вишневского, Достоевского, Ершова, К.Маркса, Горького, Сибирский тракт, Пр.Ямашева). Остальные 17 перекрестков в настоящее время накапливают статистический материал (такие параметры, как интенсивность транспортных потоков, средняя скорость движения и др.) для построения оптимальных режимов работы светофорных объектов.

Всего к адаптивной системе управления дорожным движением планируется подключить 96 светофорных объектов, что позволит увеличить пропускную способность улично-дорожной сети города на 15-20%, а среднюю скорость движения до 25%.

В рамках Программы повышения безопасности дорожного движения значительное внимание уделялось содержанию и установке дорожных знаков, разметки, светофоров, различных ограждающих и направляющих устройств, нанесению разметки.

На сегодня в Казани обслуживаются 277 светофорных объекта, 427- табло обратного отсчета времени и свыше 16 тыс. дорожных знаков. С начала года в целях уменьшения заторовых ситуаций было проведено 282 изменения режимов работы светофорных объектов.

В рамках строительства и реконструкции дорог и дорожных развязок установлено 7 временных светофорных объектов.

По федеральной целевой программе произведена замена всех ламповых светофоров на светодиодные и установлены 82 пешеходных светофора со звуковым сигналом.

На выделенные из резервного фонда средства в размере 2 млн. рублей установлено 562 дорожных знака «Пешеходный переход».

В целях повышения надежности и скорости передвижения автобусов с 2008 года в Казани используются выделенные полосы для движения общественного транспорта. Сегодня таких улиц 42. Как показывает практика, эта мера позволяет значительно увеличить скорость передвижения общественного транспорта.

Второй год подряд Исполнительным комитетом города с 15 декабря до 15 апреля в Казани вводится временное ограничение движения грузового автотранспорта в центральной части и на въездах в город. Данное ограничение позволило максимально использовать улично-дорожную сеть, распределив потоки легкового и грузового транспорта по времени суток.

 

Задачи на 2013 год

Основной задачей развития городского пассажирского транспорта Казани на 2013 и последующие годы является повышение качества и безопасности транспортного обслуживания жителей и гостей города.

Вопрос транспортного обслуживания является одним из ключевых при проведении любых массовых мероприятий, и особенно актуален при подготовке к главному событию текущего года – Универсиаде. Мы постараемся сделать все возможное для обеспечения высокого уровня облуживания участников студенческих игр.

Для этого в текущем году планируем обновить еще около 100 автобусов, 30 трамваев, в том числе 20 трехсекционных повышенной комфортности, 30 троллейбусов, установить 272 новых остановочных павильона, на которых будет размещена информация с картой маршрутов, расписаниями движения городского пассажирского транспорта.

Водительский и кондукторский состав будет обеспечен единой форменной одеждой, в подвижном составе планируется установить аншлаги с символикой Универсиады. В настоящее время разработаны образцы форменной одежды для водителей и кондукторов. Образцы представлены на слайде.

В целях улучшения качества обслуживания организованы курсы повышения квалификации водителей и кондукторов по культуре обслуживания пассажиров, служебному этикету, основам английского языка. На сегодня подготовлена программа, массовое обучение начнется с апреля.

Планируем также продолжить работу по обновлению подвижного состава с последующим переходом на автобусы, использующие газомоторное топливо. Это позволит не только снизить эксплуатационные затраты предприятий-перевозчиков, но и улучшить экологическую ситуациюя в городе.

В настоящее время прорабатываются вопросы доработки автобусов с заводом-изготовителем, а также ведутся переговоры о строительстве необходимого количества газозаправочных станций в городе, именно от решения данных вопросов будут зависеть сроки перехода на данный тип автобусов.

 

В заключении отмечу, что многие наши подходы к решению транспортных проблем, в свое время вызывавшие споры и непонимание, - это и единая маршрутная сеть, отказ от маршруток, единые требования ко всем перевозчикам, конкурсные процедуры, выделенные полосы и др. - сегодня используются уже во многих городах Российской Федерации, в том числе и в столице.