Телефон горячей линии:
(843) 275-30-50
ГлавнаяАналитические материалыВыступление А.К.Абдулхакова на аппаратном совещании 09.02.2009 «Об итогах работы городского пассажирского транспорта за 2008 год»

Выступление А.К.Абдулхакова на аппаратном совещании 09.02.2009 «Об итогах работы городского пассажирского транспорта за 2008 год»

Уважаемые коллеги!

На сегодня жители города Казани обслуживаются всеми вида внутригородского пассажирского транспорта: троллейбус, трамвай, метро и автобус.

Транспортная сеть состоит из 91-го автобусного маршрута, на которых эксплуатируются 1444 единиц подвижного состава, 14-ти троллейбусных маршрутов на 229 троллейбусов и 10-ти трамвайных маршрутов со 197-ю трамваями. На участке первой линии метрополитена (6 станций) работают 5 электропоездов (20 вагонов).

Перевозку пассажиров на автомобильном транспорте осуществляют 13 перевозчиков различных форм собственности, в том числе одно муниципальное унитарное предприятия. На городском электрическом транспорте – муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс».

Протяженность сети по сравнению с 2007 годом по троллейбусным маршрутам увеличилась на 9% (355 км), по автобусным — осталась на прежнем уровне (1918 км.), по трамвайным – (в связи с демонтажем трамвайных путей) уменьшилась на 36% (187 км.).

Всего в 2008 году всеми видами городского пассажирского транспорта перевезено 319,9 млн.пассажиров, что на 7,6% меньше, чем в 2007 году.

Наиболее значительное снижение пассажиропотоков произошло на трамвае – на 14% и автобусах — на 9%. Вместе с тем в связи с развитием троллейбусных сетей и вводом новых маршрутов объем перевезенных пассажиров троллейбусами увеличился на 16%, объем перевезенных пассажиров метрополитеном – на 12%.

Снижение пассажиропотока в 2008 году по городскому пассажирскому транспорту в целом, объясняется следующими основными причинами:

Во-первых, с ростом уровня автомобилизации в условиях экономического роста и доступности кредитных ресурсов увеличился отток пассажиров с общественного транспорта на индивидуальный легковой.

Количество автомобилей только за 2008 год увеличилось на 27 тыс. единиц и уровень автомобилизации достиг 260 автомобилей на 1 тысячу населения.

Во-вторых, в связи с демонтажем трамвайных путей по улицам Пушкина, К.Маркса, Н.Ершова и отменой трамвайных маршрутов 5, 12, 20, 21 снизился объем перевезенных пассажиров на трамвае.

В — третьих, по обращениям жителей в соответствии с постановлением Руководителя Исполкома г.Казани с 1 марта 2008 года частично была изменена маршрутная сеть автобусов. В результате за счет удлинения маршрутов и сокращения количества пересадок сократился объем перевезенных пассажиров.

В-четвертых, в связи с ухудшением в 4 квартале прошлого года социально-экономической ситуации, являющимся последствием финансового кризиса, сокращением численности работников на предприятиях уменьшилась мобильность населения.

Таким образом, в прошлом году общественным транспортом воспользовались на 26 млн.пассажиров меньше, чем в 2007 г.

В феврале 2008 года завершено полное обновление подвижного состава автобусов. В настоящее время на маршрутах работают 1303 новых низкопольных автобусов с двигателем экологического стандарта «Евро-3». Это позволило не только улучшить комфортность поездок, но и в 2 раза снизить вредные выбросы в атмосферу от пассажирского транспорта, увеличить доступность транспортных услуг лицам с ограниченными возможностями, повысить безопасность пассажирских перевозок. За счет приобретения автобусов в основном большой и средней вместимости фактическая вместимость подвижного состава увеличилась в 1,5 раза.

Для наземного электрического транспорта за последние два года приобретены 20 трамваев и 72 троллейбуса нового поколения, из них 40 троллейбусов – в 2008 году. Обновление парка составило по трамваям 10%, по троллейбусам – 29%. Однако износ подвижного состава наземного электрического транспорта все еще остается высоким – около 70%. Отработали нормативный срок эксплуатации и подлежат списанию 80 трамваев и 119 троллейбусов.

Растет популярность метрополитена. Важнейшим событием прошлого года стало долгожданное открытие новой станции «Проспект Победы», в результате чего в январе текущего года пассажиропоток на метрополитене увеличился на 40%. Однако стало очевидным, что имеющееся количество вагонов метро не могут обеспечить вывоз пассажиров в „пиковые“ загрузки.

Кроме того, к сожалению, в бюджете Республики Татарстан на 2009 год не предусмотрены субсидии на содержание станции «Проспект Победы».

Большое внимание в 2008 году было уделено строительству новых троллейбусных линий, реконструкции трамвайных путей и контактных сетей трамваев и троллейбусов. На эти цели из бюджета города было выделено 247 млн.руб.

Всего построено 18 км. троллейбусных линий, в том числе:

  1. выполнено строительство троллейбусной линии по ул.Ак.Сахарова от ул.Закиева до пр.Победы протяженностью 2,5 км. с продлением работы троллейбусных маршрутов №9 «ул.В.Кулагина — ул.Ак.Сахарова» и №12 „Сквер им.Тукая — ул.Ак.Сахарова“ до конечной остановки „ул.Ак.Глушко“.
  2. Выполнены работы по строительству троллейбусной линии по улицам Р.Зорге, Гвардейская, на участке от ул.Гарифьянова до ул.Н.Ершова протяженностью 13 км, что позволило открыть новый троллейбусный маршрут №21 «ул.Ак.Завойского – Речной порт». На данном маршруте работает 19 троллейбусов с интервалом движения 5-7 минут.
  3. Выполнено строительство троллейбусной линии по улицам Адоратского, Чистопольская на участке от пр.Х.Ямашева до пр.Ф.Амирхана протяженностью 2,5 км., что позволило изменить схему движения маршрута 18 «Театр Камала – ул.Халитова» и обеспечить вывоз жителей данных микрорайонов в центр города

Проведена реконструкция 6 км. трамвайных путей, в т.ч. по ул.Декабристов, на участке от пр.Х.Ямашева до ул.Воровского с оборудованием трех переездов, по ул.Копылова, от ул.Дементьева до ул.Ак.Павлова (разворотная петля «Караваево»). Закончены работы, начатые в 2007 году, по реконструкции трамвайных путей на участке от ул.Саид-Галеева до ул.Несмелова (Кировская дамба) протяженностью 4 км. (в 2008 году выполнено – 1,4 км).

После проведения работ по восстановлению стрелочных переводов на перекрестке улиц Г.Тукая и Татарстан, продлен трамвайный маршрут №3 «п.Борисково – Речной порт» до железнодорожного вокзала.

Выполнен демонтаж трамвайных путей с восстановлением асфальтобетонного покрытия и установкой ограждений по улицам Пушкина, К.Маркса, Н.Ершова, от ул.Профсоюзная до ул.Гвардейская. В связи с переносом троллейбусного движения на ул.Горького, выполнен монтаж контактной сети по данной улице протяженностью 1,3 км.

Проведена реконструкция контактных сетей трамвая и троллейбуса протяженностью 3,2 км по улицам Копылова, Оренбургский тракт, Ак.Арбузова у путепровода в районе Ветакадемии.

В 2008 году приоритетное внимание уделялось решению одной из наиболее значимых для транспортников проблем – дефицита водительских кадров.

Если в начале 2008 года на предприятиях городского общественного транспорта не хватало около 1000 водителей категории Д, то в настоящее время дефицит сократился до 250 человек. Проблема решалась в основном за счет 2-х основных направлений работы.

Во-первых, в течение 2008 года на базе сертифицированного учебного центра МУП «Метроэлектротранс» было подготовлено 298 водителей, которые после обучения в соответствии с условиями контракта, заключенного при приеме на переподготовку, направлены на предприятия городского пассажирского транспорта г.Казани. В настоящее время набраны еще 4 группы, в которых обучаются 96 человек.

Во-вторых, на предприятия привлекались водители из стран Ближнего зарубежья. В настоящее время на маршрутах города работают более 350 высококлассных, имеющих большой стаж работы в крупных городах, водителей. Для них на транспортных предприятиях оборудованы общежития, созданы необходимы бытовые условия.

Следует также отметить, что в связи с влиянием кризисных явлений в конце прошлого года наметилась тенденция перехода водителей с грузовых перевозок на пассажирские предприятия.

Кроме того с целью преодоления дефицита в водительских кадрах в 2008 году проведены 2 ярмарки вакансий с участием предприятий городского пассажирского транспорта, постоянно проводится профориентация подрастающего поколения в средних учебных заведениях, в профессиональных училищах города.

С целью повышения престижа профессий водителя и кондуктора ежегодно проводится конкурс на звание «Лучший водитель» и „Лучший кондуктор“, в котором судьями выступают жители г.Казани. В 2008 году в голосовании приняло участие более 2,5 тысяч жителей, что в 2 раза больше, чем в 2007 году.

Благодаря принятым мерам, коэффициент укомплектованности водительскими кадрами на предприятиях городского пассажирского транспорта увеличился с 1,45 в 2007 г. до 1,75 (рост на 18%), и практически достиг расчетного нормативного уровня (1,8).

Для улучшения качества транспортного обслуживания населения г.Казани в 2008 году реализованы проекты «Автоматизированная система управления транспортом» (АСУ-Т) и „Автоматизированная система оплаты проезда на городском пассажирском транспорте“ (Транспортная карта).

В настоящее время все автобусы укомплектованы бортовыми комплектами спутниковой навигационной системы, которая позволяет обеспечить оперативный диспетчерский контроль и управление работой автобусов на линии: анализирует выполнение рейсов, соблюдение графиков и скоростей движения. Также данная система позволяет вести учет выполненной транспортной работы, осуществлять оперативное реагирование в чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, АСУ-Т предусматривает использование автоинформаторов, совмещенных с бортовыми комплектами, позволяющими объявлять остановки в автоматическом режиме. Данный тип автоинформатора является ноу-хау разработкой казанских специалистов, не имеющей аналогов в России. Он позволяет осуществлять объявление остановок в автономном режиме без участия водителя, не отвлекая его от управления транспортным средством, на основании информации о местонахождении, поступающей со спутника. В настоящее время завершена оцифровка 13 маршрутов, на которых автоинформаторы работают в автономном режиме в 200 автобусах.

В обеспечении качества обслуживания пассажиров большое значение уделяется информационному обеспечению пассажиров. Для этих целей приобретено специальное оборудование — 8 электронных справочно-информационных табло, 4 из которых установлены на остановках «Концертный зал Филармонии» и „Халева“. На электронных табло по данным навигационной системы отображается время прибытия ближайшего автобуса на остановку в разрезе маршрутов. 100 информационных табло также установлены в салонах автобусов (маршруты №№ 33, 37, 44, 52).

С 1 июня 2008года на всех маршрутах пассажирского транспорта г.Казани внедрена Автоматизированная система оплаты проезда для льготных категорий граждан. Хотелось бы отметить, что на сегодня Казань – единственный город в России, сумевший за достаточно короткий срок обеспечить всем категориям льготников возможность использования льготных транспортных карт на всех маршрутах всех видов городского общественного транспорта.

Всего выдано 146 тысяч льготных транспортных карт, из которых ежемесячно пополняется более 114 тысяч. В среднем 1 льготник на 1 пополненную транспортную карту совершает более 50 поездок в месяц.

Внедрение данного проекта позволило организовать точный, прозрачный учет поездок льготников в разрезе каждого маршрута, перевозчика, категорий льготников, обеспечив таким образом доказательный материал для компенсации убытков от перевозки льготных категорий граждан.

В соответствии с методикой Министерства финансов Республики Татарстан с использованием утвержденного показателя «региональный стандарт оплаты услуг общественного транспорта» в размере 8,55 руб. на 1 поездку льготника впервые с 2005 года предприятия городского пассажирского транспорта г.Казани получили из республиканского бюджета компенсации за май – декабрь 2008 года в размере 96 млн.руб. На текущий год запланировано 169 млн.руб.

В 2008 году при содействии инвестора — Коммерческого банка экономического развития «Банк Казани» практически на всех остановках закончена установка 798 остановочных указателей автобусных маршрутов.

Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

Совместными группами в составе представителей Комитета по транспорту, ОГИБДД УВД по г.Казани, Управления Государственного автонадзора РФ по РТ, Федеральной налоговой инспекции, специализированной контрольно-ревизионной службы МУП «Организатор пассажирских перевозок» регулярно проводится работа по профилактике нарушений и контролю за выполнением условий заключенных Договоров. Всего в 2008 год проведено 337 рейдов, по результатам которых перевозчикам направлены предписания по устранению выявленных нарушений.

На предприятиях городского пассажирского транспорта ведется работа по обеспечению безопасности пассажирских перевозок. Все водители при поступлении на работу проходят инструктажи, а также стажировку при допуске к самостоятельной работе. В соответствии с существующими положениями весь подвижной состав автопредприятий два раза в год проходит государственный технический осмотр.

Проводятся занятия по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знаний Правил дорожного движения, перевозки пассажиров, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности.

В результате этих мероприятий количество ДТП по вине водителей общественного транспорта в 2008 году снизилось на 17% (102 случая) по сравнению с 2007 годом.

Комитетом по транспорту и предприятиями – перевозчиками большое внимание уделяется работе с обращениями и жалобами населения. Ни одна жалоба не остается без внимания. Еженедельно на административных комиссиях на предприятиях рассматриваются все поступившие обращения, принимаются решения по устранению недостатков и, в случае необходимости, наказания виновных. В результате количество обращений и жалоб жителей в 2008 году сократилось на 50% (1339 обращений), а количество обращений на телефон «горячей линии» — на 41% (10567).

Реформирование городского пассажирского транспорта в 2008 году проходило в благоприятных условиях экономического роста. В текущем году мы неизбежно вынуждены будем преодолевать последствия мирового финансового кризиса. Мы прогнозируем снижение спроса на городские пассажирские перевозки и, как следствие, падение доходов транспортников. Поэтому при разработке перспективных бизнес-планов транспортных предприятий на 2009 год исходили из необходимости разработки антикризисных мер, с учетом необходимости наиболее эффективного использования положительных заделов предыдущего года.

Основными направлениями в работе городского пассажирского транспорта на 2009 год являются:

  • реализация мероприятий по улучшению качества и культуры транспортного обслуживания населения г.Казани;
  • дальнейшее развитие проектов Автоматизированной системы управления (АСУ-Т) и Автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте (Транспортная карта);
  • обеспечение стабильной работы городского пассажирского транспорта в условиях последствий мирового финансового кризиса;
  • выполнение работ по развитию транспортной инфраструктуры в соответствии с Генеральным планом развития г.Казани и мероприятий по подготовке к Универсиаде 2013 года.

Спасибо за внимание!

Председатель Комитета по транспорту

А.К.Абдулхаков