Телефон горячей линии:
(843) 275-30-50
ГлавнаяАналитические материалы«Об итогах работы транспортно-дорожного комплекса Республики Татарстан в 2008 году и планах на 2009 год»

«Об итогах работы транспортно-дорожного комплекса Республики Татарстан в 2008 году и планах на 2009 год»

(Пресс-релиз Министерства транпорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан)

Итоги деятельности предприятий воздушного транспорта Республики Татарстан за 2008 год.

По сравнению с 2007 годом за 2008 год по отправленным пассажирам наблюдается увеличение объемов на 19,7%, а в международном направлении прирост на 22,9%. По прибывающим пассажирам увеличение объемов составляет 17,6%, а в международном направлении рост на 21,1%. По отправленным грузам за 2008 год сокращение объемов составило 65,3%, в международном направлении на 20,6%. По прибывающим грузам за 2008 год по сравнению с 2007 годом наблюдается сокращение объемов на 57,8%, а в международном направлении — на 79,1%. Сокращение объемов грузовых перевозок связано в первую очередь с сокращением количества рейсов грузовой авиакомпании «КАПО-Авиа» связанным с высокой стоимостью авиаГСМ в международном аэропорту „Казань“.

Всего за 2008 год услугами аэропортов республики воспользовались
934,2 тыс.человек, что превышает уровень 2007 года на 21,9%. Интенсивный рост пассажиропотока в весеннее — летний период (свыше 30%) позволил сохранить положительную динамику роста пассажирских перевозок через аэропорты несмотря на общую тенденцию сокращения объемов перевозок авиакомпаниями, связанную с увеличением стоимости авиаГСМ.

За 2008 год авиакомпаниями Республики Татарстан перевезено пассажиров 968,3 тыс.человек, что на 14% меньше, чем за 2007 год.

Общее падение количества перевезенных пассажиров, прежде всего, связано с использованием парка воздушных судов, имеющих повышенный удельный расход топлива, и повышением цен на авиаГСМ. В результате, в целях экономии финансовых средств и сокращения убытков, авиакомпаниями были отменены ряд рейсов, что и сказалось на динамике пассажирских перевозок.

Общее количество перевезенных грузов за 2008 год по сравнению с 2007 годом снизилось на 8,1% и составило 1076,0 тонн.

Пассажирооборот по сравнению с 2007 годом сократился на 21,4%, а грузооборот на 8,5%.

По прогнозным данным рост доходов авиапредприятий Республики Татарстан за 2008 год составляет 24,1%, среднесписочная численность работающих на предприятиях воздушного транспорта составляет 3266 человек, среднемесячная заработная плата увеличилась на 28,0% и составляет 21008 рублей.

Основными задачами развития воздушного транспорта Республики Татарстан в 2009 году являются:

1. Разработка генерального плана международного аэропорта «Казань».

В целях проведения работ по реконструкции существующих объектов инфраструктуры и строительству новых объектов международного аэропорта «Казань» необходимо в кратчайшие сроки приступить к разработке генерального плана.

Успешная реализация данного мероприятия позволит приступить к реализации план-графика программы повышения капацитета и оперативной эффективности международного аэропорта «Казань», разработанного инвестором- компанией „Химимпорт“. Проведение реконструкции позволит превратить международный аэропорт „Казань“ в крупный транспортный узел и стыковочный центр в Поволжском регионе, функционирование его с прибылью, обеспечение авиакомпаниям России, СНГ и зарубежных государств условий перевозки пассажиров, грузов и безопасности полетов на уровне мировых требований и стандартов, что особо актуально в преддверии проведения Универсиады – 2013 в 
г. Казани.

2. Разработка проектно-сметной документации работ по реконструкции пассажирского перрона и рулежных дорожек A, B, C, D международного аэропорта «Бегишево»

Состояние асфальтобетонного покрытия рулежных дорожек и пассажирского перрона в настоящее время характеризуется следующими дефектами:

1. Просадки основания;

2. Шелушения (старения) покрытия;

3. Отраженные трещины;

4. Сетка мелких трещин (разрушение цементобетонной плиты основания).

Данные дефекты и разрушения представляют угрозу безопасности полетов, особенно для современных самолетов типа Боинг, Аирбас и др. с низким расположением двигателей, низкая прочность покрытия и основания является препятствием для приема таких воздушных судов. Необходимость реконструкции очевидна, так как с развитием ОЭЗ «Алабуга» произойдет резкое увеличение деловой активности в регионе, что неизбежно приведет к увеличению потока пассажиров и грузов через международный аэропорт „Бегишево“.

3. Реализация программы развития авиакомпании «Татарстан».

Основной целью программы развития ОАО «Авиакомпания „Татарстан“ разработанной инвестором АО „Химимпорт“ при поддержке Правительства Республики Татарстан является создание современного предприятия, отвечающего высоким мировых стандартам. Достижение указанной цели предусматривается модернизацией парка воздушных судов, совершенствованием организационной структуры, внедрением передовых информационных технологий. Также программой предусматривается прохождение ОАО „Авиакомпания Татарстан“ процедуры международного аудита на соответствие стандартам эксплуатационной безопасности IOSA (IATA Operational Safety Audit). Сегодня получение сертификата соответствия стандартам IOSA является обязательным требованием для вступления авиакомпаний в IATA. Стандарт был внедрен в 2003 году и является первым всемирным стандартом безопасности полетов. Его внедрение позволяет организовать деятельность авиакомпании так, чтобы принятие любых решений в первую очередь учитывало требования безопасности полетов.

В настоящее время в рамках реализации данной программы в 2008 году начата эксплуатация двух воздушных судов Боинг-737-500. В 2009 году планируется довести общее количество эксплуатируемых воздушных судов иностранного производства до 10 самолетов.

4. Реализация стратегии развития ОАО «Бугульминское авиапредприятие».

Возрождение региональных пассажирских авиаперевозок является одним из приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. В связи с чем особую актуальность приобретает вопрос состояния парка воздушных судов региональных авиакомпаний. В настоящее время парк воздушных судов, способных обслуживать региональные перевозки, устарел морально и физически. Остающиеся \»на крыле\» воздушные суда Ан-24 и Як-40 обладают чрезвычайно низкой экономической эффективностью, не соответствуют требованиям по комфорту и безопасности полетов и стремительно теряют ресурс эксплуатации. Единственный вариант развития рынка региональных авиаперевозок — оснащение авиакомпаний новыми современными воздушными судами. В ОАО «Бугульминское авиапредприятие» в настоящее время эксплуатируется 11 воздушных судов типа
Як-40, физический износ в среднем составляет 60%. В 2009 году планируется приобрести три воздушных судна типа СRJ-200. С этой целью авиапредприятие переучило 7 человек летного состава, 8 человек техсостава, провело стажировку
9 бортпроводников.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1093 г. «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации» обнулена ставка ввозной таможенной пошлины на гражданские самолеты с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек.

Так же в рамках реализации стратегии развития планируется завершение строительства нового здания аэровокзала, что скажется на качестве обслуживания пассажиров.

Реализация стратегии развития позволит ОАО «Бугульминское авиапредприятие» стать современной региональной авиакомпанией обладающей эффективным парком воздушных судов.

5.Разработка программы развития малой авиации в Республике Татарстан.

Программные мероприятия в первую очередь будут направлены на создание современной наземной инфраструктуры для полетов воздушных судов малой авиации в Республике Татарстан, создание сети аэродромов, вертодромов, вертолетных посадочных площадок.

В 70-80 годах прошлого столетия аэродромная сеть местных воздушных линий Республики Татарстан насчитывала около 30 аэродромов во всех районах республики. В настоящее время действуют лишь около 10 (4 из них используются авиацией РОСТО и только 3 используются для регулярных региональных авиаперевозок, в остальных существуют посадочные площадки для выполнения разовых полетов).

Итоги деятельности предприятий водного транспорта Республики Татарстан за 2008 год

В настоящее время на территории республики функционируют два предприятия, осуществляющих пассажирские перевозки на водном транспорте: ООО «Казанское речное пассажирское агентство» и филиал ООО „ТАИФ-Магистраль“„Речной порт Набережные Челны“.

За навигацию 2008 года предприятиями водного транспорта Республики Татарстан всего перевезено 1017900 человек, пассажирооборот составил 34,5 млн. пасс.км, это составило 102% к уровню 2007г.

На социально-значимых местно-пригородных маршрутах перевезено 541 тысяч человек. Из них льготная категория пассажиров составляет 183 тысяч человек или 34% от общего объема перевозок.

За навигацию перевезено 6,8 млн.тонн грузов, что составило 100,2% по отношению к уровню прошлого года, добыто НСМ 5,8 млн. тонн;

— переработано на причалах предприятий и клиентуры 10,8 млн. тонн грузов,

— среднесписочная численность работающих 2050 чел.;

— среднемесячная зарплата 10,6 тысяч рублей, что составляет 109% к уровню 2007г.

Расходы предприятий в 2008 году составили 1872,9 млн.рублей.

В качестве основных задач развития водного транспорта Республики Татарстан в 2009 году необходимо отметить:

1. Обновление пассажирского флота.

Всего в Республике Татарстан эксплуатируется 30 единиц пассажирских судов, износ которых составляет от 48 до 100%. Осуществление пассажирских перевозок изношенными и технически несовершенными судами экономически нецелесообразно и недопустимо по требованию безопасности, поэтому требуется реализация мероприятий по обновлению парка судов.

Реализация данной задачи позволит уменьшить расходы предприятий водного транспорта, связанные с ремонтом флота, обеспечить выполнение расписания, улучшить безопасность пассажирских перевозок и качество предоставляемых услуг населению Республики Татарстан. Приобретение дополнительного количества судов на воздушной подушке позволить осуществлять пассажирские перевозки как в летний, так и в зимний период.

Задачи ООО «Казанское речное пассажирское агентство» на 2009г.:

1. Приобретение в лизинг двух двигателей для теплоходов типа «Восход».

2. Проведение ремонта на 18 единицах пассажирского флота и 18 дебаркадерах, согласно ремонтных ведомостей.

3. Приобретение в лизинг в декабре месяце 2009 г. судна на воздушной подушке «АРГО» при получении дополнительных доходов от пассажирских перевозок.

4. Установка на 16 судах пригородного флота системы мониторинга и управления.

5. Заключение договора на проектирование скоростного судна «Стриж».

2. Строительство стационарных пассажирских причалов на правом берегу Волги.

Существующие причалы, представляющие собой дебаркадер, не могут обеспечить необходимый уровень обслуживания пассажиров. Железобетонные дебаркадеры и металлические причалы в республике подлежат списанию и имеют степень изношенности от 85 до 100 процентов. Большие эксплуатационные затраты на содержание и обслуживание железобетонных дебаркадеров, несоответствие современным требованиям качества обслуживания и комфортабельности, высокий физический и моральный износ приводят к нецелесообразности их дальнейшего использования.

Реализация данного мероприятии позволит улучшить качество обслуживания пассажиров, обеспечить безопасность пассажирских перевозок и территориальную транспортную доступность, также послужит катализатором для создания на берегу Волги рекреационных зон.

3. В целях безопасной эксплуатации флота проводить постоянную работу по содержанию внутренних водных путей.

Исправное содержание водных путей является необходимым условием обеспечения безопасности движения пассажирских судов. Бесперебойное судоходство в течение всей продолжительности навигации требует ежегодного проведения комплекса путевых работ, включающих дноуглубление, содержание навигационной обстановки, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты судоходных трасс путем проведения тральных и дноочистительных работ.

4. Программа утилизации судов.

Итоги деятельности железнодорожного транспорта в Республике Татарстан за 2008 год.

В транспортной системе Республики Татарстан железнодорожный транспорт всегда занимал доминирующие позиции. Этому способствует географическое территориальное расположение республики в Российской Федерации и наличие многопрофильного научно-промышленного потенциала и развитое сельское хозяйство.

Железнодорожный транспорт в Республике Татарстан представлен деятельностью Казанского отделения Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» и Камского Представительства Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО „Российские железные дороги“ в Республике Татарстан и тремя предприятиями промышленного железнодорожного транспорта: Казанское межотраслевое предприятие „Промжелдортранс“, „Железнодорожник“ и „Промтранс-А“.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего и необщего пользования в республике составляет 2121,0 км, в том числе 1889,0 км принадлежат ОАО «Российские железные дороги».

Взаимоотношения Республики Татарстан и ОАО «Российские железные дороги» осуществляются в рамках Генерального Соглашения и на основе ежегодных договорных обязательств по развитию железнодорожной инфраструктуры.

Сегодня на предприятиях Казанского отделения и Камского представительства Российских железных дорог работает 11 195 человек. Анализ численности работников показывает незначительное, не более 1,0%, уменьшение численности железнодорожников в республике в сравнении с 2007 годом.

Снижение связано с реформированием на железнодорожном транспорте.

В тоже время отмечается значительный рост средней заработной платы. В 2008 году на перевозках она составила 16,8 тыс.рублей и возросла в сравнении с 2007 годом на 28%.

Анализ грузовой деятельности в 2008 году показывает, в сравнении с 2007 годом, незначительное снижение показателей по грузообороту и отправлению грузов, на 0,8 и 6,5% % соответственно.

Грузооборот составил в 2007 году 31339 млн.тн.км., а в 2008 году 31101 млн.тнкм.

Так, в 2007 году показатель отправленных грузов составлял 17,1 млн. тонн, а в 2008 году он было отправлено всего 16,0 млн.тонн грузов.

В пассажирских перевозках сложилась тенденция по увеличения количества перевезенных пассажирах в поездах дальнего следования, на 1,0%, в 2008 году в сравнении с 2007 годом. В тоже время анализ пассажирских перевозок в пригородном сообщении показывает динамику снижения показателей на 1,0% в 2008 году в сравнении с 2007 годом

Количество подвижного состава для организации пригородных перевозок увеличивается.

Если в 2007 году в перевозках было задействовано 30 электропоездов, то 2008 году их уже стало 34. Износ электропоездов составляет 65%.

В последние годы руководством республики значительное внимание уделяется вопросу компенсации выпадающих доходов от регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки. В 2008 году из бюджета Республики Татарстан на возмещение выпадающих доходов выделено 191,658 млн.рублей.

В настоящее время, согласно соглашению о взаимных обязательствах руководства ОАО «РЖД» и Республики Татарстан, на финансовые средства выделенные Республикой Татарстан в сумме 127,0 млн.рублей в 2008 году были построены 2 пассажирские посадочные платформы в д.Калинино, проведена реконструкция 2-х платформ на станции Юдино, а также построен новый пассажирский павильон на станции Кильдуразы, ведется работа по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию пассажирских посадочных платформ.

Особое внимание нам уделяется внимание транспортному обслуживанию отдельных категорий граждан, включенных в региональный регистр, с предоставлением 50-процентной скидки с 1 мая по 30 сентября на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Количество перевезенных льготных пассажиров в 2008 году было больше, в сравнении с 2007 годом, на 1,1% и составило 489 160 пассажиров.

Из бюджета республики регулярно и полностью выплачивается компенсация на перевозку льготной категории граждан. Так в 2008 году выплачена компенсация на сумму 3,217 млн.рублей.

На территории Республики Татарстан функционируют три предприятия промышленного железнодорожного транспорта: ОАО «Казанское межотраслевое предприятие „Промжелдортранс“, ООО „Железнодорожник“ и 
ООО „Промтранс-А“.

Основной деятельностью предприятий является перевозка грузов к промышленным предприятиям республики. Протяжённость железнодорожных путей не общего пользования (предприятия промышленного железнодорожного транспорта) составляет 232 км.

Списочная численность работающих на указанных предприятиях на 01.01.2009 года составила 742 человека, и увеличилось на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Среднемесячная заработная плата на перевозках в среднем за 2008 год составила 15 550 рублей. Рост уровня заработной платы по отношению к 2007 году составил 19,9%.

По итогам производственно-экономической деятельности за 2008 год предприятиями промышленного железнодорожного транспорта грузооборот составил 52,0 млн.тн.км, что на 2,4% выше показателей 2007 года.

За 2008 год перевезено 7164,3 тыс. тонн грузов, что составило снижение показателей по отношению к показателям 2007 года на 6,9%.

В 2008 году все предприятия промышленного железнодорожного транспорта работали устойчиво, с незначительным снижением объемов перевозки.

Снижение объемов перевозки грузов за 2008 год по отношению 2007 года составляет 3,1%.

В качестве основных задач развития железнодорожного транспорта в Республике Татарстан в 2009 году необходимо отметить:

1. Организация интермодальных перевозок от станции Казань до международного аэропорта Казань.

Создание системы интермодальных перевозок для обеспечения транспортной доступности в связи с проведением в Казани Всемирной студенческой Универсиады 2013 года, потребность прямого пассажирского сообщения от центра города до международного аэропорта «Казань» и населённых пунктов Лаишевского района, создает необходимость организации пассажирского сообщения от станции Казань до Международного аэропорта Казань

Расстояние по железнодорожному пути от ст. Казань до аэропорта составляет 24 км., в настоящее время подъездной путь не доходит до здания аэропорта примерно 2 км. Для осуществления доставки пассажиров в (-из) аэропорт Казани необходима эксплуатация 8 пар пригородных поездов, для чего требуется приобретение 2 рельсовых автобусов. Для повышения пропускной способности на однопутном участке Казань–Вахитово необходимо строительство второго главного пути, двух промежуточных береговых пассажирских платформ и двух конечных платформ, оборудованных кассовыми павильонами и навесами.

Цель Проекта

Доставка участников и гостей Универсиады 2013 года кратчайшим путем из аэропорта в центр города, жителей поселков Столбище, Усады, Мирный в центр города Казани. Время поездки от начального до конечного пункта будет составлять в среднем 30 мин.

Железнодорожная ветка до Международного аэропорта «Казань» обеспечит интермодальную функциональность системы аэропорта, связывая центр Казани с аэровокзалом и обеспечивая возможность быстрого трансфера гостей Универсиады-2013. Также транспортный узел „железнодорожный вокзал“ является крупным пересадочным пунктом, где можно осуществить пересадку на любой вид городского пассажирского транспорта.

2. Модернизация инфраструктуры пассажирских перевозок с обновлением подвижного состава.

Пассажирские перевозки дальнего следования осуществляются по 12 направлениям, курсируют 13 пар поездов своего формирования из них летних поездов — 5 пар.

Через Казанский узел проходят 23 пары транзитных поездов дальнего следования из них 15 пар – круглогодичных, 6 — летних, 2- почтово-багажных поездов. Инвентарный парк вагонов дальнего следования составляет 509 единиц. Средний процент износа составляет 34,5%.

Пригородные перевозки осуществляются по 8 основным направлениям по 136 расписаниям, на которых задействовано 34 электропоездов, инвентарный парк составляет 320 вагонов. Средний процент износа составляет 65,0%. На территории г.Казани находится 20 остановочных пунктов с 34 посадочными платформами.

Комплекс железнодорожного вокзала является визитной карточкой города. Здание главного железнодорожного вокзала ст.Казань дальнего следования имеет историческое значение федерального уровня и является памятником архитектуры 19 века, построено в 1896 году, реконструкция проведена в 1997 году

Здание пригородного железнодорожного вокзала реконструировано в 2005 году.

Цель проекта:

Повышение качества обслуживания пассажиров. Приведение объектов в состояние, соответствующее современным стандартам. Доставка участников и гостей Универсиады-2013 к спортивным объектам и метам отдыха. Реконструкция пригородных платформ в западном и восточном направлениях позволит своевременно доставить зрителей из пригородной зоны и близлежащих городов и районов к объектам Универвиады-2013 и в центр города, где можно осуществить пересадку на любой вид городского пассажирского транспорта.

Основные работы по проекту:

1. Обновление интерьера пассажирских поездов, приобретение форменной одежды для поездов фирменного сообщения.

2. Реконструкция посадочных платформ в черте г.Казани на железнодорожных остановочных пунктах с обустройствами навесами и системой АСОКУПЭ.

3. Обновление подвижного состава дальнего и пригородного сообщения.

4. Реконструкция двух вокзалов на ст.Юдино.

3. Организация движения скоростных пассажирских поездов «Спутник» на участке Казань – Зелёный Дол.

Основными особенностями ускоренной транспортной системы являются: организация движения поездов по тактовому графику с сокращением времени следования, использование подвижного состава нового поколения, увеличение скорости движения.

Подобные поезда отлично зарекомендовали себя на участках «Москва – Мытищи» и „Москва – Люберцы — Раменское“.

Реализация проекта организации движения поездов «Спутник» от станции Казань до станции Зелены Дол, позволит сократить время в пути пригородного пассажира с 60 минут до 35-40 минут.

4. Строительство железнодорожного вокзала на станции Восстание с переносом пассажирской инфраструктуры

Одним из приоритетных направлений развития города  (прежде всего к Универсиаде) должна стать реконструкция исторического центра с переносом располагающихся сегодня там экологически вредных и малорентабельных предприятий, а также коммунально-складских объектов. Это путевое хозяйство, складские территории центрального железнодорожного вокзала. Ценнейшая городская территория между защитной дамбой и железной дорогой используется не рационально.

Генеральным планом г.Казани, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 №23-26 до 2020 года предусматривается комплексная реконструкция Казанского железнодорожного узла с переносом транзитного движения поездов с южного хода на северный и развитие станции «Восстание» как главной. В связи с этим планируется перенос путевого хозяйства, исключение транзитного движения пассажирских и грузовых поездов через центр города от станции „Казань“ по южному ходу железной дороги до станции „Вахитова“, развитие объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на станции „Восстание“.

5. Проработка вопроса перспективной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Казань – Альметьевск – Азнакаево — Бугульма

Протяженность железнодорожной линии Казань-Бугульма составит 230 км. (в однопутном исчислении)

Строительство данной магистрали позволит расширить транспортную доступность жителей Республики Татарстан в сфере услуг железнодорожного транспорта.

В связи со строительством железной дороги Казань — Бугульма в районе моста через Каму образуется крупный транспортный узел. Пересечение железной дороги и федеральной автодороги Казань — Оренбург с рекой Кама позволяет раасмотреть возможность создания логистического центра в районе населенного пункта Сорочьи горы, что с учетом близости аэропорта «Казань» (около 50 км) даст возможность перераспределить потоки грузов и пассажиров.

Строительство железнодорожной магистрали «Казань – Альметьевск – Бугульма» (с мостовым переходом через реку Кама), включенную в „Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года“, а также строительство пассажирской технической станции для обслуживания и подготовки пассажирских поездов в районе станции Альметьевская Куйбышевской железной дороги- филиала ОАО „Российские железные дороги“ (Республика Татарстан) позволит осуществить:

  • Повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан
  • Снижение себестоимости грузоперевозок.
  • Возможность оперативного перемещения трудовых ресурсов и грузов по территории республики.
  • Повышение подвижности населения увеличит пассажиропоток на железнодорожном транспорте.
  • Использование туристического потенциала республики, развитие вьездного туризма: станут более доступными исторические места, санатории, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные, учебно-методические и медицинские центры.
  • Строительство железнодорожных станций со всей инфраструктурой с целью создания новых рабочих мест и развития сферы услуг и новых видов бизнеса.
  • Решение вопроса связанных с урбанизацией городов республики.
  • Создание крупнейшей в России транспортной развязки соединяющей железной дорогой крупные города республики Казань, Бугульма, Альметьевск, Чистополь и послужит развитию эффективного использования всех видов транспорта.

Реализация проекта позволит осуществить:

  • Развитие железнодорожной инфраструктуры в Республике Татарстан
  • Повышение качества транспортного обслуживания населения
  • В связи со строительством железной дороги Казань — Бугульма в районе моста через Каму образуется крупный транспортный узел. Пересечение железной дороги и федеральной автодороги Казань — Оренбург с рекой Кама позволит построить речной порт в районе населенного пункта Сорочьи горы, что с учетом близости аэропорта «Казань» (около 50 км) даст возможность перераспределить потоки грузов и пассажиров.

Итоги деятельности предприятий автомобильного и городского электрического транспорта Республики Татарстан за 2008 год.

На сегодняшний день предприятия автомобильного и городского электрического транспорта Республики Татарстан насчитывают 12811 работающих.

Перевозка пассажиров осуществляется по 1023 автобусным, 30-ти трамвайным и 22 троллейбусным маршрутам. 

За 2008 год предприятиями автомобильного и городского электрического транспорта перевезено 321,8 млн. пассажиров.

В целом автотранспортными предприятиями республики по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год получено 23,9 млн.рублей прибыли (за 12 месяцев 2007 года совокупный результат 21 млн.рублей прибыли).

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 13.11.2006г. № 70-ЗРТ  «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ  в 2008 году разработаны и утверждены Постановлениями Кабинета Министров РТ 5 нормативных документов.

Основными задачами развития автомобильного и городского электрического транспорта на 2009 год являются:

1. Реализация принятых, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 13.11.2006г. № 70-ЗРТ, нормативных документов.

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 13.11.2006г. № 70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильными городским наземным электрическим  транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан разработаны и утверждены Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан и Приказами Министерства нормативные документы.

Приоритетным направлением Министерства транспорта и дорожного хозяйства в 2009 году является  реализация принятых нормативных документов.

2. Внедрение проекта  «Транспортная карта» в городах Республики Татарстан.

В целях социальной поддержки населения Республики Татарстан в части оплаты проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения, учитывая положительный опыт г. Казани, планируется внедрение проекта «Транспортная карта» в крупных городах Республики Татарстан: Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск. 

С внедрением автоматизированной системы оплаты проезда в г.Казани  улучшено качество обслуживания льготных категорий граждан, налажен персонифицированный учет поездок, совершаемых региональными и федеральными льготными категориями граждан, что является полноценным основанием для распределения денежных средств, полученных от реализации единых электронных социальных проездных билетов между перевозчиками. Созданы технологии, позволяющие перейти на безналичную форму расчетов за оказываемые транспортные услуги.

Внедрение транспортной карты во всех крупных городах республики позволит:

  • Повысить качество обслуживания граждан
  • Автоматизировать контроль оплаты проезда в городском пассажирском транспорте и технологию предоставления транспортных льгот
  • Повысить эффективность социальной поддержки
  • Исключить подделки проездных документов
  • Повысить финансовую и трудовую дисциплину на муниципальных транспортных предприятиях
  • Создать единую систему реализации льгот на автомобильном транспорте в Республике Татарстан, что позволит создать единообразную структуру по использованию технических средств в учете поездок льготников и распределению средств между перевозчиками республики

Дополнительные перспективы проекта:

— предоставление пользователю универсального инструмента идентификации в информационных системах для социальной сферы;

— внедрение прогрессивных стандартов социального обслуживания, переход на новый уровень предоставления социальных услуг;

— обеспечение централизованного контроля над целевым использованием средств, выделяемых на социальные нужды;

— персональное предоставление и учет социальной помощи (на железнодорожном транспорте, в лекарственном и медицинском обеспечении, сфере ЖКХ).

3. Создание Единого расчетного центра.   

В рамках реализации  республиканского проекта по внедрению информационных технологий управления пассажирскими перевозками органами государственной власти и управления Министерством транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан создается Единый расчетный центр.

Для обеспечения выполнения своих функций Единый расчетный центр использует центральную базу данных республиканского пассажирского сообщения. Автоматизированная система Единого расчетного центра является составной частью автоматизированной системы продажи и бронирования билетов.

Функционирование Единого расчетного центра в единой системе продажи и бронирования билетов позволит обеспечить:

-   своевременность и полноту финансовых взаиморасчётов со всеми участниками перевозочного процесса;

-   оперативное ежедневное получение информации об объёмах перевозок и полученных доходах;

-   обработку и анализ сведений по формированию пассажиропотоков;

-   выяснение степени загрузки автобусов по каждому рейсу для проведения анализа причин и выработки мер регулирования перевозочного процесса;

-   оценку обоснованности формирования маршрутной межмуниципальной сети, анализа происходящих процессов при пассажирских перевозках и выработке мер по оптимизации маршрутной сети;

-   формирование сети выделенных пунктов продаж и бронирования билетов, приближённых к местам проживания населения республики.

4. Создание Общественного совета по координации и совершенствованию деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций в Республике Татарстан.

Сегодня на автовокзалах Республики Татарстан возникают случаи   несвоевременности отправления автобусов в рейс, минуя утвержденное Министерством транспорта и дорожного хозяйства Единое республиканское расписание.

В сложившейся ситуации, с целью обеспечения контроля за выполнением Единого республиканского расписания, расширения и совершенствования видов услуг, оказываемых автовокзалом пассажиру, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики  Татарстан приняло решение о создании Общественного  совета по координации и совершенствованию деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций в Республике Татарстан.

Создание общественного совета Общественного  совета по координации и совершенствованию деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций в Республике Татарстан позволит обеспечить высокое  качество и доступность транспортных услуг, а также повысить безопасность пассажирских перевозок. 

5. Разработка нормативного документа, регламентирующего организацию таксомоторных перевозок на территории Республики Татарстан. 

В связи с отменой в 2004 году лицензирования таксомоторных перевозок, их развитие приобрело хаотичный характер.

В целях упорядочения оказания таксомоторных услуг, гарантирующих пассажирам качество обслуживания и безопасность, а также, учитывая востребованность   данного вида услуг населением, министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан приступило к разработке нормативного документа, регламентирующего организацию таксомоторных перевозок на территории Республики Татарстан. 

Итоги работы дорожной отрасли в Республики Татарстан в 2008 году

На 2008 год программа дорожных работах по всем источникам составила 13,9 млрд.рублей, из них:

— 3,141 млрд. рублей из бюджета Российской Федерации;

— 8,8 млрд.рублей выделено из бюджета Республики Татарстан.

В 2008 году осуществлялись работы:

по федеральным автомобильным дорогам

— по реконструкции автомобильной дороги М-7 «Волга» на участках км 840 – км 859, км 927 – км 933, км 933 – км 941, строительству развязки в разных уровнях на км 829;

— по реконструкции автомобильной дороги Йошкар – Ола – Зеленодольск на участке Сафоново – Залесный.

Выполнен ремонт 108,9 км федеральных автодорог, осуществлен ремонт мостов и труб на сумму 75,039 млн.рублей. На содержании федеральных автомобильных дорог и мостов освоено 438 млн.рублей.

по региональным автодорогам

— осуществлялось строительство автомобильной дороги «Сорочьи Горы – Шали» на участках км 7 – км 24 (введен в эксплуатацию), км 24- км 40, строительство подъездной автомобильной дороги к острову – граду Свияжск;

— а также выполнена реконструкция автомобильных дорог регионального значения протяженностью 74 км.        

В 2008 году выполнен ремонт региональных автомобильных дорог, протяженностью 225,8 км, из них методом холодного ресайклинга осуществлены работы на 12 объектах общей протяженностью 53,3 км, что позволило при наименьших затратах материалов получить фактически новую дорогу. Устройство укреплённых оснований (покрытий) дорожных «одежд» данным методом за счет поэтапного использования материала позволило получить однородное прочное основание, экономию средств до 30% от стоимости дорожной одежды.

В 2008 году осуществлялось строительство 8 и ремонт 30 мостов.

В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан №408 от 17.03.2008 г. осуществлялись работы по приведению в нормативное состояние подъездов к сельским населённым пунктам Республики Татарстан на сумму 2,5 млрд.рублей.

Из 195 объектов программы в 2008 году приведены в нормативное состояние подъезды к более 100 населенным пунктам.

С учетом реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» сформирована программа по строительству подъездных автомобильных дорог к объектам агропромышленного комплекса в сумме 500,0 млн. рублей, по которой приведены в нормативное состояние подъездные дороги к 85 животноводческим комплексам.

О перспективах реализации программ дорожного строительства в 2009 году

Автомобильные дороги общего пользования регионального значения

Программа дорожных работ на 2009 год сформирован в объеме 6885,0 млн.рублей. 

На строительство, реконструкцию автомобильных дорог и мостовых сооружений предусмотрены средства в сумме 1171,8 млн. рублей. Средства планируется направить на обеспечение выполнения условий долевого финансирования по объему субсидий из бюджета Российской Федерации, предусмотренному Республике Татарстан в 2009 году на строительство и модернизацию автомобильных дорог регионального значения.

По статье ремонт автомобильных дорог для восстановления технических характеристик автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения планируется произвести ремонт существующей сети автомобильных дорог регионального значения, протяженностью 299 км на сумму 1452,6 млн. рублей.           Кроме того, планируется осуществить работы по ремонту 70,3 км существующей сети методом холодного ресайклинга на сумму 609,8 млн. рублей. Запланировано выполнить устройство асфальтобетонного покрытия 137 км автодорог на сумму 1524,5 млн. рублей. Средства в объеме 485,6 млн.рублей предусмотрены на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Всего на ремонт автомобильных дорог регионального значения на 2009 год предусмотрено 3462,7 млн. рублей.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года №539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан разработаны региональные нормативы, подготовлено постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, согласно которому потребность в финансовых ресурсах на содержание существующей сети автомобильных дорог на 2009 год составляет более 8 млрд.руб. Начиная с 2009 года планируется поэтапный переход к финансированию автомобильных дорог по разработанным нормативам. Так в Программе на 2009 год предусматривается на содержание автомобильных дорог и мостов выделить 2089,6 млн.рублей, для сравнения в 2008 году эти средства составили – 1 626,9 млн.рублей.

Прочие затраты на 2009 год составляют 160,9 млн. рублей и включают в себя расходы на проектно-изыскательские работы – 150 млн. рублей, научно-технические работы, подготовку кадров и затраты по размещению заказов по организации конкурсных торгов – 9,403 млн. рублей.

Пресс-центр Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан